Railwayclub.info main
Welcome, Guest. Please login or register.
Did you miss your activation email?
21.10.17 , 05:10

Login with username, password and session length
Home | Help | Search | Login | Register | References | Blogs | Contact Information

railwayclub.info: train travel answers, travel deals

  discussion

    Retro

      Рутченково - Красноармейск: ретроспектива

Pages: [1] 2 3
Print
Author Topic: Рутченково - Красноармейск: ретроспектива  (Read 8891 times)
pabel
Active user

Posts: 3351


View Profile
« on: 07.05.14 , 14:05 »
Share

Первый проект

Предыстория. Разведка месторождений угля в районе Кураховки проводилась с 30-е г.г. XIX века; работами руководил штабс-капитан А.В.Гурьев (известен его соответствующий отчёт 1834 года). Здесь разрабатывали кустарным способом пласт m2 мощностью 0,5-0,6 м. Однако, первый опыт поиска угля в этих местах был неудачным, - разведочные работы прервались на полтора десятилетия и возобновились лишь в 1849 году.

К 50-м г.г. XIX века в Екатеринославской губернии были открыты 50 каменноугольных месторождений, в том числе в течениях рек Казённый Торец, Волчья, Солёная. Согласно данным «Военно-статистического обозрения Российской империи» за 1850 год, пласты каменного угля были обнаружены и разрабатывались: «10) при селе Селидовке в балке Кучуриной, впадающей в реку Гришино (Солёную, - прим.) – 1 фут 2 дюйма; 11) при деревне Кураховке (помещика Шабельского), в балке, впадающей в реку Волчью – 3 фута 6 дюймов; 12) при селении Ильинском (помещика Шахова), по той же речке Волчьей, в 10 верстах от предыдущей – 2 фута 4 дюйма; 13) при деревне Сонцовке (помещика генерал-майора Сонцова), на речке Солёной, впадающей в Волчью – 2 фута». Причём, по состоянию на 1850 год, сбыт угля Кураховского рудника помещика Н.И.Шабельского происходил преимущественно в окрестных селениях или внутри губернии, - за неимением поблизости железных дорог и судоходных рек (Военно-статистическое обозрение Российской империи // Т. XI. – Ч. 4 / Екатеринославская губерния. – СПб., 1850. – c. 125, 131).

В 60-х г.г. XIX века полковник А.Б.Иваницкий (2-й) упоминал о существовании «крестьянских рудников» в районе Кураховки: Кураховского – на левом, и Галицыновского – на правом берегу реки Волчья. П.И.Фомин излагал вышеупомянутый отчёт А.Б.Иваницкого следующим образом: «Кураховский [рудник] Н.И.Шабельского – при селе Кураховке на реке Волчьей. Работается один пласт спекающегося угля, рабочая шахта одна глубиною 14 саженей, другая в 8 саженей глубины выработана и оставлена. Подъём угля и людей посредством конного ворота: вообще всё устройство плохо и неблагонадёжно… Обычная добыча простирается до 80 тыс. пудов в в год, при обычной продажной цене 6 копеек за пуд на месте. Галицыновский рудник господина Котляревского, открытый лишь в 1865 году, на правой стороне реки Волчьей, в 7 верстах к северу от Кураховки. Работа ведётся на одном пласту двумя шахтами в 10 и 13 саженей. Добыча составляет 15 тыс. пудов [в год]». Цена угля «на месте» не превышала 6 коп. за пуд. Уголь шёл для паровых машин и винокурен. Часть угля шла в Мариуполь для домашнего отопления, где сбывалась по 16 коп. за пуд… (Фомин П.И. Горная и горнозаводская промышленность юга России. – Том I. История горной и горнозаводской промышленности юга России со времён возникновения до восьмидесятых годов прошлого века. – Х., 1915. – c. 126, 128).

Рудники в указанном отчёте упоминаются как не имеющие железнодорожных подъездных путей, но требующие таковых, поскольку нерешённый «транспортный вопрос» серьёзно ограничивал производительность шахт.

В 1872 году А.А.Носов опубликовал работу «Ведомость о каменноугольной промышленности в I округе Западной части Донецкого кряжа», где имеются сведения о крестьянских шахтах в районе Кураховки: «Кураховский угольный рудник на земле господина Николая Шабельского у селения Кураховки. Число рабочих угольных пластов – 3, толщина пластов – 1-1 ¼ аршина. Годовое количество добываемого угля в пудах – 75000. Ценность пуда угля на месте добычи в копейках – 10-12. Среднее число обращавшихся рабочих – 18. Способ подъёма угля и отлива воды – конными воротами. Добываемый уголь раскупается на руднике: на винокурни, в кузницы и для паровых молотилок» (Носов А.А. Ведомость о каменно-угольной промышленности в 1-м округе Западной части Донецкого кряжа за 1872 год, с приложениями описаний / Горное хозяйство и статистика // Горный журнал, т. I, № 3. 1873. – с. 342-343).

Крутой поворот. По рекомендации горного инженера А.А.Ауэрбаха, в 1872 году недрами в районе Кураховки заинетерсовалось Горнопромышленное общество на Юге России, которое в 1873 году выкупило у помещика Н.И.Шабельского землю под Кураховский рудник, к 1874 году – добилось права эксплуатировать местное угольное месторождение, и в 1875-1976 г.г. – приступило к строительству подъездного пути от станции Рудничная (с 1903 года – Рутченково) Константиновской железной дороги протяжённостью 24 версты, соединявшему Рутченковское и Кураховское угольные месторождения и дающему выход Кураховскому углю на сеть железных дорог Российской империи.

«Горное и Промышленное Общество… к устройству нового капитального рудника, вместо прежних незначительных работ мелкими шахтами, приступило только в апреле 1874 года. По настоящее время производилась разработка только одного пласта № 5; вновь же устраиваемыми шахтами, на земле села Кураховки, будут разрабатываться четыре пласта №№ 2, 3, 4, 5; кроме того, известны ещё пять пластов. Уголь всех пластов относится к разряду пламенных, содержит до 50 % летучих веществ, и от 1,7 до 3,5 % золы.

Ныне действующих шахт две: одна вертикальная (глубиною 27 саженей) и одна наклонная (длиною 50 саженей при 170 уклона); вновь проводятся две вертикальные шахты и одна наклонная. Вертикальные шахты имеют круглое сечение и крепятся кирпичом на гидравлическом цементе; из них одна имеет 6 аршин, другая 5 аршин в диаметре в свету; первая достигла 27 саженей глубины, вторая 29 саженей; из них первая должна встретить пласт № 2 на глубине 60 саженей, вторая – на глубине 30 саженей; как та, так и другая будут углубляться ещё на 60 саженей.

Подъём угля по наклонной шахте (проведенной на 40 саженей) производится 12-сильным локомобилем; на вертикальной же, ныне действующей, ставится постоянная паровая машина в 30 [лошадиных] сил; для вновь проводимых шахт заказаны во Франции машины – для большей в 120, для меньшей – в 40 [лошадиных] сил.
По 1 июня 1874 года добыто каменного угля 135000 пудов.

За невозможностью заключать контракты на срочные поставки угля, вследствие неправильного движения по железным дорогам, не заключено ни одной значительной продажи, и весь добытый по настоящее время уголь был частью продан на месте, частью же отправлен, на испытания его, на разные фабрики и заводы, в Харьков по 16 копеек, в Москву по 28 копеек, при стоимости, на месте, от 7 до 8 копеек [за] пуд…

При руднике состоят 4 горных инженера: Ауэрбах, Таскин, Кондратович и Авдаков; довольно значительный штат служащих…» (Иславин В.И. Обзор каменноугольной и железоделательной промышленности Донецкого кряжа / Горное и заводское дело // Горный журнал, т. I, № 1. 1875. – с. 53).

«Горное и Промышленное Общество для обустройства больших рудников приобрело покупкой Кураховское месторождение пламенного угля, находящееся на реке Волчьей и заарендовало 2500 десятин земли у господ Рутченко, с углём жирным, дающим отличный кокс…

В Кураховке заложены в 1874 году 2 круглые, с каменной крепью, шахты, диаметром в 12 футов и 14 футов и проектированные на 50 и на 100 саженей глубины. Кроме того, устраивается небольшой рудник для предварительной добычи угля и проведена наклонная шахта в 60 саженей по пласту угля…

[Общество] углубляет две круглых шахты в Кураховке (Софию и Надежду)… Употребление же каменной водонепроницаемой крепи в Рутченково и Кураховке представляет единственный пример» (Авдаков Н.С. Рутченковское месторождение каменного угля и эксплоатация его / Горное и заводское дело // Горный журнал, т. I, № 2. 1877. – с. 152, 181).

«Кураховский рудник. Здесь 3 пласта, толщиною в 2 фута 7 дюймов, 2 фута 4 дюйма и 4 фута 1 дюйм. Вертикальных шахт 4, из коих действовала 1, и 1 наклонная шахта. К 1874 году на руднике находилось в остатке 8000 пудов угля; в течение года добыто 97000 пудов, из коих продано 37000 и на месте израсходовано 68000 пудов. Цена угля крупного 6-7 копеек [за пуд], мелкого 2-3 копейки. Рабочих находилось 150-200 человек.

Подъём угля на рабочей вертикальной шахте производится 30-сильной паровой машиной, а для насоса здесь будет установлена машина в 12 [лошадиных] сил. Отлив воды из трёх недойденных вертикальных, равно как и из наклонной шахт, производится бадьями при помощи конных воротов. Со временем же на самой глубокой шахте будет поставлена 120-сильная, а на другой шахте – 80-сильная паровые машины. Уголь имеет сбыт на склады в Москву и на станцию Юзово Константиновской [железной] дороги» (А.А.Носов 1-й. Об успехах горной промышленности в первом округе западной части Донецкого кряжа, в течение 1874 года / Горное хозяйство и статистика // Горный журнал, т. II, № 6. 1876. – с. 340).

«Кураховский рудник находится на расстоянии около 25 вёрст от станции Александровки (Юзово, современная станция Донецк, - прим.), Константиновской железной дороги, куда уголь подвозится на воловых подводах, с платою от 3 до 4 копеек с пуда; ныне [к началу 1875 года] отправка угля совершенно прекратилась из-за слишком высокой цены, требуемой фурщиками.

Для облегчения сбыта угля, Общество приступило к постройке, за свой счёт, железной дороги, которая соединит рудники Общества с Константиновской линией и примкнёт к последней между станциями Александровкой и Михайловкой (Мандрыкино, - прим.).

Всё протяжение железного пути, сооружаемого Обществом, около 32 вёрст, из коих 24 для соединения Кураховского рудника с Константиновской дорогой и 8 для соединения с последней участка, заарендованного Компанией у владельца Рутченко.

К маю 1875 года, дорогу эту предполагается уже совершенно окончить постройкою и открыть по ней движение…

С открытием же Рутченковско-Кураховской железной дороги добыча [шахт в районе станции Рудничная] усилится до 10000 пудов в сутки» (Иславин В.И. Обзор каменноугольной и железоделательной промышленности Донецкого кряжа / Горное и заводское дело // Горный журнал, т. I, № 1. 1875. – с. 53-54).

На I Съезде горнопромышленников юга России в 1874 году указывались две вновь открываемые шахты Кураховского рудника, глубиной 50 и 100 саженей. Докладывал представитель общества – горный инженер Н.С.Авдаков, исследовавший в то время Рутченковское месторождение.

«Всё пропало!» К 1876 году строительство рудника и ветки с затратами около 800 тыс. золотых рублей было закончено. «В Кураховке устроена механическая мастерская, локомотивный сарай и другие железнодорожные сооружения» (Авдаков Н.С. Рутченковское месторождение каменного угля и эксплоатация его / Горное и заводское дело // Горный журнал, т. I, № 2. 1877. – с. 152). «Устроен телеграф не только между копями [Кураховки и Рутченково], но и между Кураховкой и Мариуполем» (Иславин В.И. Обзор каменноугольной и железоделательной промышленности Донецкого кряжа / Горное и заводское дело // Горный журнал, т. I, № 1. 1875. – с. 55).

Однако уголь, добываемый на Кураховском руднике, согласно официальной версии, оказался низкого качества, и подъездной путь, проработав 5 месяцев, обеспечил отправку не более 3 маршрутов, после чего был заброшен и демонтирован. Небольшая ремарка: по документам 80-х г.г. XIX века – начала ХХ века подъездной путь к Кураховскому месторождению числился существующими, но не действующим. Угледобычу на руднике приостановили, а последний, в свою очередь, законсервировали. Дабы уяснить, какая это была катастрофа для Горнопромышленного общества на юге России, приведём лишь одну цифру: в общей сложности (проект, наём работников и пр.), горнопромышленное общество потеряло в Кураховке 25 млн. франков!

Сам рудник общества был оборудован по последнему слову техники, и по состоянию на 1878 год здесь добывали 1,94 млн. пудов угля! П.И.Фомин указывал: «Рудник оборудован совершенно по-европейски и поставлен на широкую ногу, так что вызывает даже осторожное замечание господина [В.И]. Иславина: «Все эти учреждения, конечно, весьма полезные, но по обширным размерам своим поневоле заставляющие призадуматься» (Фомин П.И. Горная и горно-заводская промышленность Юга России. – Т. I. – Х., 1915. – с. 188)!

Почему же рудник и подъездной путь постигла столь печальная участь? Д.И.Менделеев, оценивая ситуацию с перспективами угледобычи в Донбассе и железнодорожным строительством, даёт такие объяснения: общество, поняв, что добыча угля на берегах Волчьей бесперспективна, свернуло работы в тех местах, и приступило к закладке капитальных шахт в районе станции Рудничная. Подобные объяснения, вслед за автором периодического закона, даёт другой профессор, - известный специалист в области геологии – Л.И.Лутугин.

Не подвергая сомнению научность и справедливость доводов дореволюционной профессуры России, следует указать, что ситуация с закрытием Кураховской ветви, а с ней – и Кураховского рудника французского Горнопромышленного общества на юге России, на так проста, как кажется на первый взгляд.

Зачем вообще была построена протяжённая ветвь частного пользования, - для одного лишь рудника? Неужели А.А.Ауэрбах и Н.С.Авдаков не понимали, что 2 млн. пудов в год, - даже при условии, что будет вывозиться весь добытый уголь – крайне мало для безубыточности железнодорожного подъездного пути протяжённостью 24 версты? Ведь протяжённость Кураховской ветви Французского Горнопромышленного общества на юге России немногим меньше протяжённости современного железнодорожного участка от Красноармейска до Доброполья! Представьте, что на этом направлении грузооборот равен 90 тоннам, - полутора современным (или 9-10 «дореволюционным») вагонам в сутки (что соответствует 1 паре поездов с составом из 40 двухосных вагонов под паровозом ОВ раз в 4 дня, или двум современным маршрутным отправкам в месяц)!

Другое дело, - у нас есть пример протяжённого современного участка железной дороги и с более худшими показателями транспортной работы. Это – перегон Золотые Пруды – Дубово (23 км), где в месяц проходит по 2 вагона в одну сторону. Но это – несколько иная ситуация, поскольку данный перегон – часть стратегического обхода Северного и Центрального Донбасса.

Думается, что представители французского капитала прекрасно понимали это, и когда подъездной путь строился, инициативная группа Горнопромышленного общества руководствовалась некоторыми иными соображениями!

От станции Рудничная в течение 1876-1879 г.г. горнопромышленным обществом на юге России были построены 4 железнодорожные ветви к окрестным шахтам. По состоянию на 1876 год, станция Рудничная Константиновской дороги уже стала лидером по объёмам отгрузки горнозаводских грузов среди первых станций Донбасса, и отправляла более 10 тыс. пудов угля в сутки. По добывающей способности шахты в районе станции Рудничная уже в 1879 году намного опережали закрытый Кураховский рудник, - 4 млн. пудов против неполных 2 млн. пудов. На 1880 год была намечена добыча до 8 млн. пудов, а на 1886 год – 14 млн. пудов. Новые шахты позволили французским капиталистам «удержаться на плаву» и пережить катастрофу в Кураховке…

Первые лет восемь после открытия Константиновской железной дороги, пассажирский поезд Константиновка – Еленовка на станции Рудничная не останавливался. До середины 70-х г.г. XIX века вокруг грузового полустанка была степь и редкие мелкокустарные шахты! Лишь открытие крупных шахт и строительство рабочих посёлков решила проблему с остановкой пассажирских поездов по Рудничной. Но история со строительством, открытием и консервацией Кураховского рудника довольно загадочна, и в ней следует разобраться…

Есть сведения, что консервации Кураховского рудника и подъездного пути к нему в немалой степени способствовал разгоревшийся конфликт между А.А.Ауэрбахом и руководством французского Горнопромышленного общества на Юге России. «Всё дело устраивалось нашим горным инженером А.А. Ауэрбахом, который, к сожалению, теперь оставил общество, передав все дела французскому инженеру Э.Виляру» (Авдаков Н.С. Рутченковское месторождение каменного угля и эксплоатация его / Горное и заводское дело // Горный журнал, т. I, № 2. 1877. – с. 152).

Во-первых, как уже сообщалось, упоминаемый выше профессор П.И. Фомин указывал, что обозы угля из Кураховки идут в Мариуполь, а это – показатель не такого уж и низкого качества местного угля, как его пытается нам представить профессура дореволюционной России! Во-вторых, есть ин-формация о том, что спустя непродолжительное время после первой эпопеи с подъездным путём, Кураховским рудником завладело Новороссийское общество (Юз не пошёл бы на заведомую авантюру); собиралось развивать угледобычу в районе Кураховки и Алексеевское горнопромышленное общество.

Нельзя упускать из виду… Предлагаем посмотреть на историю строительства и демонтажа подъездного пути к Кураховскому руднику с несколько иного ракурса. В 1873 году началось обсуждение проекта Донецкой каменноугольной железной дороги, которая обслуживала бы и шахты Западного Донбасса. Предполагалось построить новую магистраль за счёт нового акционерного общества. На I Съезде горнопромышленников юга России (осень 1874 года) было утверждено желательное направление так называемой «Криворогской», или Западно-Донецкой ветви Донецкой железной дороги, - в западном направлении от Константиновской ветви на Кривой Рог и Знаменку (390 вёрст).

Через погода, весной 1875 года с направлением данной перспективной ветви определялись уже на правительственном уровне. Новое железнодорожное направление решили строить следующим образом от станции Хацапетовка (Углегорск) до Синельниково, Екатеринослава, Кривого Рога, Казанки с мостом через Днепр, с пересечением Курско-Харьковско-Азовской дороги в районе Криничной, а Константиновской – по станции… Рудничная! Выходит, построенный в середине 70-х г.г. XIX века Кураховский подъездной путь проходил вдоль трассы проектируемой магистрали?! Да, и тому – немало доказательств!

«Горный журнал» описывает дебаты на I Съезде горнопромышленников юга России по поводу Западно-Донецкой ветви: «Господин Иосса предлагал следующее направление дороги: от Хацепетовой могилы к вершине Крынки, к станции Корсунь [Курско-Харьковско-]Азовской железной дороги (Пантелеймоновка, - прим.), далее на запад, в соседстве с копями Калиновой и Макеевой, до реки Кальмиуса, вблизи завода Юза, и до соединения с железными дорогами, или с заводской Юза, или Кураховской, а затем через Александровск (современное Запорожье, - прим.) на Днепре и Кривой Рог, до соединения с Харьково-Николаевской железной дорогой. Важность этого направления господин Иосса мотивировал тем, что проектируемая им линия проходит через местности, изобилующие коксовыми углями и соединяет кратчайшим путём богатые залежи углей с богатейшими месторождениями железных руд Кривого Рога.

После продолжительных прений председатель съезда [Е.Б.Иваницкий] постановил на балотировку два вопроса: 1) Для развития горного промысла на юге России, - где полезно соединить Донецкий каменноугольный бассейн с Днепром, в Александровске или в Екатеринославле? Большинством 18 против 6 голосов, вопрос решён в пользу направления на Екатеринославль, 2) Какое из проектированных направлений дороги следует предпочесть: а) от Хацепетовой до Днепра, через Никитовку или б) от Хацепетовой до Днепра через Корсунь и Кураховку? Большинством 15 против 10 голосов решён вопрос в пользу направления через Никитовку…

Съездом признана крайняя необходимость проведения в скорейшем времени следующих железных дорог: а) Главных (…) – От станции Никитовка, Курско-[Харьковско-]Азовской дороги, до станции Синельниково, Лозово - Севастопольской дороги (то есть на Екатеринославль) – 200 вёрст; (…) б) Питательных ветвей (…) – От станции Хацепетовой, Донецкой дороги, на соединение с Константиновской дорогой – 80 вёрст» (Горнозаводское дело в минувшем году / Горное и заводское дело // Горный журнал, т. I, № 1, 1875. – с. 5-6).

Альтернативные варианты трассы Западно-Донецкой железной дороги в 70-х г.г. XIX века - http://cs617530.vk.me/v617530811/8644/ksPDVf2aJJI.jpg

Н.С.Авдаков указывал в 1878 году одним из условий распространения донецкого угля в России следующее: «Должна быть ускорена и постройка железной дороги от станции Крыничной на Синельниково, Екатеринослав и Знаменку. Длина этой линии определилась изысканиями 400 вёрст. При цене угля на руднике 8 копеек [за пуд] и при тарифе 1/10 копеек [за пудо-версту], стоимость угля в Знаменке определится около 15 копеек за пуд» (Авдаков Н.С. О топливе в Юго-Западном крае и замене дров каменным углём: Меры к распространению угля в Юго-Западном крае // Горный журнал / Горное хозяйство, статистика и история, т. III, № 7. 1878. – c. 77).

Но в Министерстве путей сообщения проект Западно-Донецкой ветви был скорректирован в пользу Кураховского варианта.
Поскольку изыскания данного направления не были завершены, вопрос о Криворожской или Западно-Донецкой железной дороге должен был рассматриваться после предоставление в департамент железных дорог проектно-сметной документации по данному направлению. Однако, в связи с Русско-Турецкой войной 1877-1878 г.г. проект Западно-Донецкой ветви не развивали.

В 1877 году Н.С.Авдаков указывал: «Донецкая дорога проектирована также и через Рутченковскую копь, где у станции Рудничной она должна пересечь Константиновскую дорогу и пройти дальше через Кураховку на Екатеринославль. Осуществится или нет этот проект – мы не знаем, но, во всяком случае, желаем ему полнейшего успеха…

[Путь] должен пройти от станции Крыничной в Синельниково (Лозово-Севастопольской дороги) и Екатеринославль. Сделано два проекта этой дороги: по первому она направляется [от] Крыничной мимо Макеевки и Богодуховки на Рутченково, Кураховку, Синельниково и Екатеринославль. В этом случае 25 вёрст построенной уже Кураховско-Рутченковской железной дороги всецело вошли бы в общую линию. По второму проекту [Западно-]Донецкая линия направляется от Крыничной на станцию Ясиноватая, Константиновской дороги, отсюда на станцию Юзово, Кураховку, Синельниково и Екатеринославль. В этом случае Кураховско-Рутченковская [ветвь], проходя вблизи проектированной [линии], остаётся совершенно в стороне. Кажется, окончательно утверждено последнее направление… Жаль и Французское [Горное и Промышленное] Общество, железная дорога которого остаётся почти бесцельной» (Авдаков Н.С. Рутченковское месторождение каменного угля и эксплоатация его / Горное и заводское дело // Горный журнал, т. I, № 2. 1877. – с. 151, 203).

Вспомним также дату консервации Кураховского рудника и подъездного пути к нему: 1877-1878 г.г.! «Кураховский рудник… окончательно закрыт и нет надежды на его скорое возобновление» (Авдаков Н.С. Рутченковское месторождение каменного угля и эксплоатация его / Горное и заводское дело // Горный журнал, т. I, № 2. 1877. – с. 203). Горнопромышленное общество могло, по-просту, не дождаться, когда же правительство, наконец-то, объявит о строительстве новой магистрали, - хоть за средства акционерного общества, хоть силами казны, - и закрыло как рудник, так и протяжённый подъездной путь к нему! Ведь один Кураховский рудник не мог обеспечить безубыточную работу протяжённого подъездного пути, и последний, якобы из-за необходимости постоянно поддерживать, - в том числе и финансово, - пришлось демонтировать…

Лишь в 1879-1880 г.г., - и то во многом благодаря настойчивости Криворожского промышленника А.Н.Поля, отстаивавшего реализацию проекта Западно-Донецкой ветви, началось строительство указанной железной дороги. Новая магистраль получила название Екатерининской железной дороги. Начиналось строительство с грандиозного скандала. Во-первых, перенесение пункта примыкания Криворожской ветви к Донецкой дороге из Рудничной в Ясиноватую лишило возможности прохождения сквозного участка дороги через месторождения коксующихся углей в средней части Кальмиус-Торецкой котловины. Во-вторых, рухнули надежды на реанимацию Кураховской ветви с последующим включением последней в сквозной участок дороги. В-третьих, перенесение конечных пунктов дороги из Рудничной в Ясиноватую и из Казанки в Долинскую дополнительно удлинило ход на 53 версты (Постановления XVII очередной сессии Екатеринославского губернского земского собрания с 30 ноября по 13 декабря 1882 г. – Екатеринослав, 1883).

Конечно, Горное и Промышленное общество на Юге России боролось за существование Кураховской ветви до последнего, и как утопающий, «цеплялось за соломинку». Об этом «… можно судить по заявлению, сделанному [в 1880 году Южной] комиссии представителем Горного и Промышленного Общества на юге России (господином Яницким) о том, что Общество обязывается устроить завод для выплавки чугуна, в количестве не менее 4 млн. пудов ежегодно, коль скоро принадлежащие Обществу месторождения каменного угля (Рутченково и Кураховка) близ станции Рудничная, Константиновской железной дороги, будут соединены железной дорогой с Кривым Рогом или горою Корсак-Могила, и если ввоз в Россию иностранного чугуна будет обложен достаточной пошлиной» (Иосса Н.А. Заключения съезда заводчиков, созванного Департаментом железных дорог весною текущего 1880 года / Горное хозяйство, статистика и история // Горный журнал, т. IV, № 10. 1880. – с. 122).

Но тщетно, - подъездной путь демонтировали, рудник законсервировали…
« Last Edit: 07.05.14 , 14:05 by pabel » Logged
Инна Киев
User

Posts: 127


View Profile
« Reply #1 on: 07.05.14 , 23:05 »
Share

Что получается - уголь километров за 300 от шахты был около 16 коп. за пуд или 10руб/т. Рабочий получал рублей 20 и мог купить на зарплату 2 тонны угля. Спустя полтора века хороший уголь стоит около 1500 грн/т. и рабочий может купить те же 2 тонны, несмотря на электрификацию, механизацию и технический прогресс...
Logged
pabel
Active user

Posts: 3351


View Profile
« Reply #2 on: 08.05.14 , 08:05 »
Share

Вряд ли здесь можно что-то удивительное найти. 150 лет назад уголь добывали на верхних горизонтах, которые сейчас отработали даже не на 100, а на 200 %. Кроме того, при конном вороте и грузоподъёмности бадьи килограммов 500, угледобыча будет дешевле, чем при 10-тонном скипе и электроприводе мощностью 500-1000 кВт (плюс канаты стальные 500-1000 метровой длины тоже немало значат). Естественно, при условии отсутствия конкуренции. 150 лет назад уголь практически все добывали преимущественно кустарным способом, поэтому такие шахты успешно жили и развивались.
Лишь после 1912-1914 г.г. кустарщина начала потихоньку вытесняться промышленной угледобычей (уголь был дороже, но его было много, и здесь железки пригодились больше, чем в 70-х г.г. позапрошлого столетия в Кураховке). Небольшая ремарка: кустарная угледобыча существовала на официальных началах до 50-х г.г. (в отдельных случаях - до 80-х г.г.) прошлого столетия, но мелкие шахты принадлежали колхозам, совхозам, больницам, сельским школам, а некоторые даже числились при Министерстве пищевой промышленности УССР. Многие такие шахты возникали и на месте "царских" рудников.
Исключение составляют, разве что, послевоенные годы, когда уголь стране был нужен "по-зарез" "здесь и сейчас", а крупные шахты были выведены из строя. Не владею информацией по другим районам, но в районе Красноармейска в конце 1943 - середине 1945 г.г. возникло множество мелких шахт в районе Новоэкономического (села и города - ныне северной части Димитрова), Чунишино, на Родинском участке, Гродовки (треугольник южная часть Димитрова - село Гродовка - станция Гродовка). Были свои мелкие шахты в Селидово, Ильинке... До сих пор на старых "километровках" можно разглядеть  насыпи от узкоколеек к таким шахтам, а также мелкие терриконы и "непонятные" мосты на железных дорогах широкой колеи. под которыми "ныряли" шахтные узкоколейки (более-менее досконально пытался изучать р-н Чунишино, Родинского).
Logged
belay
newbee

Posts: 2


View Profile
« Reply #3 on: 29.09.14 , 18:09 »
Share

Уважаемый Pabel. здравствуйте! Я попала на этот форум в поисках информации об Иваницких.  Иваницких А.Б. было двое. Александр Борисович  1-й в 1860 году имел уже чин генерал-майора Корпуса Горных инженеров и был горным начальником Кавказа, Иваницкий Андрей Борисович 2-й до 1864 года был полковником Корпуса Горных Инженеров, служил до1860 года на Алтае, а в 1860 году был переведен в Уфу членом в Оренбургское губернское по крестьянским делам присутствие с зачислением по Главному управлению Корпуса Горных Инженеров, с 1864 года - генерал майор Корпуса Горных Инженеров. Если это о нем идет речь, то как он оказался на Украине? Был в командировке? Меня это очень интересует, т.к. он был моим прапрадедушкой. На Украине работал в это время  их третий брат Евгений Борисович 3-й, тоже горный инженер, с 1861 года полковник Корпуса Горных Инженеров, а с 1866 года, когда Александр Борисович ушел в отставку, 2-й по "Спискам горных инженеров". О ком из них идет речь в отрывке:

В 60-х г.г. XIX века полковник А.Б.Иваницкий (2-й) упоминал о существовании «крестьянских рудников» в районе Кураховки: Кураховского – на левом, и Галицыновского – на правом берегу реки Волчья. П.И.Фомин излагал вышеупомянутый отчёт А.Б.Иваницкого следующим образом: «Кураховский [рудник] Н.И.Шабельского – при селе Кураховке на реке Волчьей. Работается один пласт спекающегося угля, рабочая шахта одна глубиною 14 саженей, другая в 8 саженей глубины выработана и оставлена. Подъём угля и людей посредством конного ворота: вообще всё устройство плохо и неблагонадёжно… Обычная добыча простирается до 80 тыс. пудов в в год, при обычной продажной цене 6 копеек за пуд на месте. Галицыновский рудник господина Котляревского, открытый лишь в 1865 году, на правой стороне реки Волчьей, в 7 верстах к северу от Кураховки. Работа ведётся на одном пласту двумя шахтами в 10 и 13 саженей. Добыча составляет 15 тыс. пудов [в год]». Цена угля «на месте» не превышала 6 коп. за пуд. Уголь шёл для паровых машин и винокурен. Часть угля шла в Мариуполь для домашнего отопления, где сбывалась по 16 коп. за пуд… (Фомин П.И. Горная и горнозаводская промышленность юга России. – Том I. История горной и горнозаводской промышленности юга России со времён возникновения до восьмидесятых годов прошлого века. – Х., 1915. – c. 126, 128).

http://forum.railwayclub.info/index.php?topic=115538.0
Logged
pabel
Active user

Posts: 3351


View Profile
« Reply #4 on: 29.09.14 , 22:09 »
Share

Ув. belay!
Горными инженерами позапрошлого века интересовался исключительно в контексте их исследований недр Донбасса, особенно в связке с проектами железных дорог региона. Биографии их не составлял. Видел, что Вы общались на форуме газеты "Поиск" с С.П.Луковенко - он немного изучал биографии горных инженеров, даже небольшую книжку написАл, - опять же, в связке их с изучением недр Гришинского угленосного района.
Для того, чтобы Вам помочь разобраться в Вашем вопросе, даю ссылку на книгу П.И.Фомин Горная и горнозаводская промышленность юга России. - Т. I. - Х., 1915.
Можно поискать списки горных инженеров, - иногда там пишут о том, куда они были командированы, и где работали в том или ином году.
Удачи Вам в поиске информации о дедушке!
Logged
pabel
Active user

Posts: 3351


View Profile
« Reply #5 on: 13.10.14 , 19:10 »
Share

Ход Донецк - Цукуриха - Лозовая в ЖЖ:
dcb80 (Ваш покорный слуга):
Станция Гришино: от линейного пункта - до узлового - http://dcb80.livejournal.com/7169.html
Рутченково - Гришино - Лозовая - http://dcb80.livejournal.com/4409.html
и ещё - http://dcb80.livejournal.com/5085.html
видео - http://dcb80.livejournal.com/5363.html
"Почему Легендарная"? - http://dcb80.livejournal.com/6259.html
и ещё - http://dcb80.livejournal.com/6622.html
станция Чунишино - http://dcb80.livejournal.com/7026.html
Рутченково - Гришино - Доброполье - http://dcb80.livejournal.com/9834.html
и ещё - http://dcb80.livejournal.com/14287.html
и ещё - http://dcb80.livejournal.com/14438.html
"Кураховская эпопея" французского капитала - http://dcb80.livejournal.com/11058.html
и ещё - http://dcb80.livejournal.com/11481.html
Ефросинья Платонова - генератор идей - http://dcb80.livejournal.com/12232.html
Проект Руднично-Лозовской железной дороги - http://dcb80.livejournal.com/12591.html
и ещё - http://dcb80.livejournal.com/12948.html
Гришино - Лозовая или Гришино - Краматорская - http://dcb80.livejournal.com/13205.html
и ещё - http://dcb80.livejournal.com/13558.html
Лозовая - Красноармейск - http://dcb80.livejournal.com/15668.html
и ещё - http://dcb80.livejournal.com/16116.html
транзит или тупик? - http://dcb80.livejournal.com/18405.html
пассажирское сообщение - http://dcb80.livejournal.com/18466.html
и ещё - http://dcb80.livejournal.com/18700.html
и ещё - http://dcb80.livejournal.com/19063.html
Гражданская война - http://dcb80.livejournal.com/19697.html
"смежный проект Гришино - Краматорская":
Гришино - Краматорская - http://dcb80.livejournal.com/4751.html
Донбасс - Азовское море - http://dcb80.livejournal.com/4220.html
революционный проект - http://dcb80.livejournal.com/14625.html
Сухецкий разъезд - http://dcb80.livejournal.com/17063.html
"сопутка":
Гришинские будни инженера Табурно - http://dcb80.livejournal.com/6898.html
Село Красное и железная дорога - http://dcb80.livejournal.com/7838.html
Екатерининская ж.д. - http://dcb80.livejournal.com/11722.html
и ещё - http://dcb80.livejournal.com/11903.html
и снова - http://dcb80.livejournal.com/8259.html
Вы думаете, что проект Курско-Харьковско-Азовской ж.д. никак не связан с Руднично-Лозовским ходом? Как бы ни так! - http://dcb80.livejournal.com/8623.html
Завидово и Бахметьево - http://dcb80.livejournal.com/12330.html
Караковская ветка - http://dcb80.livejournal.com/13793.html
и ещё - http://dcb80.livejournal.com/13978.html
проект Григорьевской ветки - http://dcb80.livejournal.com/14851.html
пассажирское сообщение в Западном Донбассе - http://dcb80.livejournal.com/16212.html
и ещё - http://dcb80.livejournal.com/16526.html
Чунихинские шахты - http://dcb80.livejournal.com/17309.html
Григорьевский рудник - http://dcb80.livejournal.com/17502.html
шахты в д. Жёлтая - http://dcb80.livejournal.com/17845.html
о.п. Солёный - http://dcb80.livejournal.com/18047.html
первые шахты при ст. Гришино и Желанная - http://dcb80.livejournal.com/19295.html
wooodooo:
Махновская железная дорога - http://wooodooo.livejournal.com/28369.html


Ход Донецк - Цукуриха - Лозовая в соцсетях:
ВК - http://vk.com/club76592103
и ещё - http://vk.com/club4417409
FB - https://www.facebook.com/groups/959707477378044/
Logged
belay
newbee

Posts: 2


View Profile
« Reply #6 on: 05.11.14 , 12:11 »
Share

  Добрый день, Pabel!

  Мне вот попался "Краткий очерк истории съездов горнопромышленников Юга России за 1906 год" там мало про Иваницкого Е.Б., моего предка, но много про строительство железный дорог. Если пришлете свой адрес, то я Вам его перешлю. Он достаточно большой, а на форуме я пересылать не умею. Если что-то попадется про Иваницкого Андрея Александровича, тайного советника, члена совета министра Железных дорог в 900-х, то буду благодарна.
Logged
pabel
Active user

Posts: 3351


View Profile
« Reply #7 on: 05.11.14 , 16:11 »
Share

pabel@ukr.net
dcb80@mail.ru
Спасибо за предложенную помощь!
Навскидку: в 1906 году в Совете Съезда много обсуждали проект Северо-Донецкой ж.д. Вряд ли что-то попадётся за проектируемое направление Рутченково - Гришино. Но всё же...
Logged
pabel
Active user

Posts: 3351


View Profile
« Reply #8 on: 05.11.14 , 19:11 »
Share

Угадайте станцию!
Logged
Utopist
Active user

Posts: 2123


View Profile
« Reply #9 on: 05.11.14 , 20:11 »
Share

Красногоровка.
Я там раньше часто бывал.
Logged
Tags:
Pages: [1] 2 3
Print
Jump to:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.8 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Page created in 0.167 seconds with 20 queries.
Google visited last this page 05.11.14 , 20:11