Railwayclub.info main
Welcome, Guest. Please login or register.
Did you miss your activation email?
21.11.17 , 06:11

Login with username, password and session length
Home | Help | Search | Login | Register | References | Blogs | Contact Information

railwayclub.info: train travel answers, travel deals

  discussion

    Stations and cities

      Станция ДУБОВО Донецкой железной дороги

Pages: [1]
Reply | Print
Author Topic: Станция ДУБОВО Донецкой железной дороги  (Read 2464 times)
pabel
Active user

Posts: 3361


View Profile
« on: 17.11.16 , 13:11 »
Share Reply with quote

Село Малиновка, которое обслуживается станцией Дубово, – достаточно старинное. Уже на плане генерального межевания Изюмского уезда, составленном после 1835 года, Малиновка у истока реки Сухой Торец значится как деревня (Генеральный уездный план Харьковской губернии Изюмского уезда. Часть 3). Указана Малиновка в вершине балки Торец и на карте Ф.Ф.Шуберта (лист 25-15, 1875 год). В 1864 году во владельческой деревне Малиновка (Голодрабовка) при вершине речки [Сухой] Торец числилось 18 душ населения при 4 дворах (Штиглиц Н. Харьковская губерния. Список населённых мест по сведениям 1864 года. – СПб., 1869. – с. 97).  

В 1869/70 году было открыто движение по Курско-Харьково-Азовской железной дороге, на которой были открыты станции Надеждино (Близнецы) и Гавриловка. Станцию Дубово при деревне Малиновке открыли несколько позже. Деревня Малиновка территориально принадлежала Харьковской губернии, станция – Екатеринославской.  

Станция Дубово – «реперная точка» на трассе Курско-Харьковско-Азовской дороги, поскольку именно здесь участок железной дороги Лозовая – Славянск уходит с водораздела Днепра и Дона в долину реки Сухой Торец, и опускается к Казённому Торцу. По водоразделу Днепра и Дона уложен участок железной дороги Дубово – Золотые Пруды (искл.), построенный в 1960 году.  

Официальная историография ведёт летосчисление станции Дубово с 1908 года (Архангельский А.С., Архангельский В.А. Железнодорожные станции СССР / В 2-х томах. – Т. I. – М., 1981. – с. 147). Но документы дореволюционной эпохи открывают малоизвестные страницы истории сего полустанка.

Первые упоминания о раздельном пункте в районе деревни Малиновка в доступных документах по линии министерства путей сообщения датированы второй половиной 80-х годов XIX века. То есть, на 20 лет раньше официальной даты рождения станции Дубово. В «Указателе русских железных дорог» Скорино И.А. ([СПб.], 1887. - с. 55) на 395-й версте от Курска указан разъезд Малиновка, что совпадает с современной станцией Дубово.  

В указателе пассажирских сообщений 1894 года на участке Надеждино – Гавриловка значится разъезд № 14 (Указатель железнодорожных, пароходных и иных пассажирских сообщений. Зимнее движение 1894-1895 г. – СПб., 1894. – с. 146 т. 217). Тогда по разъезду останавливались товаро-пассажирский и почтовый поезда в сообщении Курск - Ростов, и обратно. В 1897 году по разъезду № 14 останавливались пассажирские поезда Харьков - Ростов и Москва - Ростов, последний – с беспересадочными вагонами Харьков – Дебальцево (Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Летнее движение 1897 г. – СПб., 1897. – с. 101 т. 208).

В 1901-1902 годах был составлен проект Руднично-Лозовской железной дороги, - от линии Лозовая – Славянск до станции Рудничная, современная Рутченково, - в котором пунктом примыкания последней к участку Лозовая - Славянск указан разъезд № 14, что в 28 верстах от Лозовой и 397 верстах от Курска (Табурно И.П. Пояснительная записка к сооружению Рудничная-Лозовской железной дороги. – СПб., 1902. – с. 6). Верстаж совпадает с таковым, приведенным в «Путеводителе» 1887 года, от станции Лозовая-Азовская до Малиновки (в последнем источнике - 27,5 вёрст). Таким образом, нет сомнения, что Малиновка и разъезд № 14 - один и тот же раздельный пункт, расположенный на месте современной станции Дубово.  

Дополнительное подтверждение тому – схема Южных железных дорог, прилагаемая к «Материалам по обследованию железных дорог. Южные железные дороги» (СПб., 1910. - Приложение 1). В последнем документе на участке Лозовая – Славянск указан разъезд № 14 Дубово.

И, напоследок, согласно «Коммерческой записке о проектируемой линии Цареконстантиновка – Гришино – Краматорская» (Пг., 1916. - с. 5, 49) к разъезду № 14 Малиновка должна была примыкать соединительная ветка к станции Золотой Колодезь (проектируемая станция Токмакской железной дороги верстой севернее уже существующей станции Мерцалово).

Можно предположить, что датой основания станции железнодорожное ведомство считает только такую, когда могло быть обустроено соответствующее путевое развитие, построены соответствующие здания и сооружения, сделаны соответствующие кадровые назначения и т.д. Но как тогда с этим увязать тот факт, что в указателе пассажирских сообщений 1911 года (официальном документе министерства путей сообщения) раздельный пункт Дубово указан разъездом, а не станцией? В 1911 году по Дубово останавливались 4 пары пассажирских составов Харьков - Ростов: 3 пассажирских (№№ 4р с вагонами Екатеринослав – Луганск, 10р с вагонами Харьков - Мариуполь и 12р с вагонами Полтава – Ростов) и 1 товаро-пассажирский. Только Питерский скорый (№ 8р) проследовал Дубово без остановки (Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1911-12 г. - СПб., 1911. - с. 209 т. 208).  

Во «Всеобщем календаре» за 1914 год на с. 493 также числится разъезд Дубово. Такой же статус у раздельного пункта Дубово указан в соответствующей таблице официальных указателей пассажирских сообщений за 1913, 1916, 1917, и даже 1922-23 и 1925 годы. Кстати, в 20-х годах прошлого века по Дубово останавливался один-единственный пассажирско-товарный поезд. Пригородные поезда, которые сейчас только и останавливаются по Дубово, из Славянска ходили лишь до Барвенково – Гавриловки, а из Лозовой – лишь в сторону Панютино (Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1922/23 г. / Ред.: С.Е.Брюль. – М., 1922. – т. 45б, 526; Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений / Летнее движение 1925 г. // Ред.: С.Е.Брюль. – М., 1925. – с. 105 т. 41и, с. 192 т. 526).

Может быть, в 1908 году разъезду Малиновка лишь присвоили наименование Дубово? Допустим. Тогда по какой причине? Село Дубовое, расположенное в Дубовой балке (система реки Сухой Торец), было основано лишь в 1956 году. Кстати, в окрестностях села Дубовое, согласно предварительной информации, нет дубов. Возможно, Малиновка в XIX веке была расположена в урочище Дубовое с байрачными массивами по балке речки Сухой Торец? Имеется ли документ середины XIX – начала ХХ века с упоминанием хотя бы данного урочища? Или это связано с фамилией местного землевладельца? Подтверждено ли документально это предположение? И ещё: в «Справочнике для железнодорожных статистических отделов» (СПб., 1913) на с. 45 указан разъезд Дубово, но информации о переименовании его (а уж тем более даты переименования) нет.  

Итак, информация о дате возникновения станции Дубово в 1908 году, которую мы черпали из советских источников по линии МПС, не соответствует действительности. Информация о том, что раздельный пункт Дубово был изначально обустроен как станция, не соответствует действительности. Как видим, завершать исследования по данному вопросу ещё рано.
« Last Edit: 17.11.16 , 13:11 by pabel » Logged
mikolalex
Active user

Posts: 377


View Profile
« Reply #1 on: 21.11.16 , 20:11 »
Share Reply with quote

Цікавий матеріал! По тій лінії, яку станцію не візьми, у кожної оригінальна назва, яка не збігається з жодним прилеглим населеним пунктом: Вітерець, Золоті Пруди, Легендарна, Облачний, Мерцалове. Цікаво, яка етимологія цих усіх назв.
Logged
pabel
Active user

Posts: 3361


View Profile
« Reply #2 on: 22.11.16 , 12:11 »
Share Reply with quote

Якщо коротко.
Невідоме мені походження назви Вітерець. Може, "народна" назва якоїсь балки поруч зі станціею. За проектом ту був роз'їзд № 1.
Золоті Пруди - станція названа на честь найближчого великого села. Чому так - теж до кінця невідомо, адже згідно із проектом це був роз'їзд № 2 Олександрівка. Може, комусь із чиновників Міністерства шляхів сполучення сподобалася така собі поетична назва :)
Легендарна - звісно, на честь "легендарної Червоної армії". В роки громадянської війни тут воювали червоні козаки (8кд), в роки Другої Світової - рухома група Південного фронту (5кк, частково 1кк) у 1942 році і рухома група Південно-Західного фронту (4гв.тк, 3тк, 10тк, 18тк) у лютому 1943 року. За проектом то був роз'їзд № 3 Степанівка, але за кількістю "побічних" назв Легендарна є безумовним лідером (Іверська, Новодонецька, Гідрорудник, Широка, "станція при селищі").
Облачний - походження невідоме, імовірно взяте зі стелі. Так називалося пристанційне челище (зараз офіційно ліквідоване, але будинки там лишилися). За проектом - роз'їзд № 4 Кутузове.
Мерцалове - на честь колишнього землевласника. Селище Дорожне спочатку називалося селищем станції Мерцалове. Подробиці про землевласників Мерцалових, а також тих, кому дісталися їх землі, можна знайти тут.
Але це прямо не стосується станції Дубове ;)
Logged
Tags:
Pages: [1]
Reply | Print
Jump to:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.8 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Page created in 0.152 seconds with 20 queries.