Railwayclub.info main
Welcome, Guest. Please login or register.
Did you miss your activation email?
20.04.18 , 10:04

Login with username, password and session length
Home | Help | Search | Login | Register | References | Blogs | Contact Information

railwayclub.info: train travel answers, travel deals

  discussion

    Retro

      Лозовая - Славянск: ретро

Pages: [1]
Print
Author Topic: Лозовая - Славянск: ретро  (Read 2496 times)
pabel
Active user

Posts: 3376


View Profile
« on: 20.11.16 , 20:11 »
Share

Село и станция ГАВРИЛОВКА

Село Гавриловка основано во второй половине XVIII века, и связано его основание с событиями после ликвидации Запорожской Сечи. Официальной датой основания села считается 1780 год.

В 1897 году секунд-майор Гавриил Иванов на средства прихожан и местных землевладельцев построил деревянную однопрестольную Архенгело-Гаврииловскую церковь. Долгое время приход церкви состоял из двух десятков окрестных деревень. В 1838 году обветшалая церковь была восстановлена.

В 1869 году через район села прошла Курско-Харьково-Азовская железная дорога, была открыта железнодорожная станция Гавриловка. По состоянию на 1872 года, по станции Гавриловка останавливались почтовый (с вагонами I и II класса) и пассажирский (с вагонами I, II и IV класса) поезда в сообщении Курск – Ростов. В 1878 году дополнительно курсировал товаро-пассажирский поезд. В 1917 году через станцию Гавриловка курсировали 4 пары пассажирских составов (прежние, плюс скорый поезд до Петрограда).

По состоянию на 1887 год, к станции Гавриловка тяготели 14 селений с общей численностью 1365 крестьян. Раз в сутки на Харьков и Ростов поездом отправлялась почта. Что же касается почтового отделения в Гавриловке, упоминания о последнем датированы началом ХХ века. По состоянию на 1908-1910 годы, в селе работала земская почтовая станция, а на станции Гавриловка – почтовое отделение.

В 1908 году в селе Гавриловка и окрестностях числятся Гавриловское, Богдановское, Котовское, Пригожевское и прочие крестьянские общества. В 1915 году здесь уже работает волостной суд.

Станция Гавриловка отгружала сельхозпродукцию, в основном – зерно. Последнее поступало на станцию «чумацким» способом, начиная с 70-х годов XIX века. К станции Гавриловка тяготели мельницы, работавшие, например, на территории современного Александровского района. По состоянию на 1923-1924 годы, Гавриловкой обслуживались ветряная мельница и 3 кузницы в Ново-Бахметьево (15 вёрст), ветряная и тепловая мельницы в Александровке (18 вёрст), маслобойня в Мирной Долине (25 вёрст), мельница и маслобойня в Знаменовке (30 вёрст). А вот скот, например, из Александровки в конце XIX века отправляли через станцию Надеждино (с 1903 года – Близнецы).

В 1905 году немец Браун построил в селе Гавриловка паровую мельницу. Кроме того, по состоянию на 1915 года, две паровые мельницы работали в соседнем селе Богданово (владельцы – Тиссен, Подгурский).

В конце 90-х годов XIX века при церкви открылись трёхклассная церковно-приходская школа и училище. Что касается полноценной начальной школы, последняя открылась здесь уже после отделения церкви от школы и государства – в 1923 году. С 1930 года это была пятилетка («школа колхозной молодёжи»), с 1933 года – семилетка, с 1935 года – восьмилетка.

По состоянию на 1922 год, по станции Гавриловка останавливался смешанный (пассажирско-товарный) поезд Дебальцево – Лозовая, также раз в сутки курсировал пригородный пассажирский поезд Гавриловка – Славянск. В 1925 году последний поезд отменили, но пассажирско-товарный продлили до Полтавы. К 1928 году последний поезд был переведен в категорию почтовых, к нему прицеплялись вагоны до Москвы, Баку, Тифлиса и пр.; также дополнительно курсировали скорый поезд Ленинград – Тифлис (Тбилиси) и курьерский Москва – Баку, но они останавливались по соседней станции Дубово, которая заслуживает отдельного разговора. К 1941 году на направлении Славняск – Лозовая количество пар пассажирских поездов, не считая пригородных до Славянска, увеличилось до 10, но из них по Гавриловке и Дубово останавливались до 3 пар поездов в сутки.

К 1941 году среди грузов станции Гавриловка по-прежнему лидировали зерновые: их выращивали в окрестных совхозах им. Капинус, «Советское наступление», «Червоная Заря», а также на полях близлежащих колхозах. В районе села Гавриловка работали несколько глиняных карьеров. При станции со стороны Золотивки (ныне Ковалёвка) работала МТС.

По состоянию на август 1942 года, по станциям Гавриловка и Дубово делал остановку пассажирский поезд в сообщении Славянск – Харьков, но вряд ли у местного населения имелись широкие возможности использовать его. После освобождения Донбасса их Харькова на Дубово и Языково курсировал один единственный пассажирско-товарный поезд в сутки, который к тому же зачастую и не назначался. Лишь в 50-е годы количество пар пассажирских и пригородных поездов на направлении Славянск – Лозовая возросло до нескольких десятков в сутки; по Гавриловке и Дубово останавливались все пригородные и несколько пассажирских поездов.

После Второй Мировой войны в Гавриловке была создана довольно мощная инфраструктура: 5-я бригада колхоза им. Котовского (2,5 тыс. га сельхозугодий, в том числе 1,7 тыс. га пахоты), тракторная бригада. животноводческие комплексы, подсобный пункт Барвенковского комбината хлебопродуктов, асфальто-бетонный и кирпичный заводы. В селе заработали школа, клуб, 2 библиотеки, больница, аптека, радиоузел и т.д.

Центральная усадьба колхоза им. Котовского находилась в соседнем селе Пригожее. Здесь находится остановка пригородных поездов направления Славянск – Лозовая – Харьков. За колхозом им. Котовского было закреплено 7,6 тыс. га сельхозугодий, в т.ч. 5,5 тыс. га пахоты. Основное направление хозяйства – зерно-молочное; в селе работала маслобойня. В советское время в селе открылись дом культуры, библиотека, фельдшерский пункт, детсад, мастерские быткомбината. Есть в селе и общеобразовательная школа I-II ступеней. До 50-х годов ХХ века Пригожская школа располагалась в малопригодных для обучения помещениях, часто меняла дислокацию. Лишь в 1957 году появилось помещение, приспособленное для проведения занятий (сейчас – II корпус). В 1967 году открылся новый (первый) корпус школы.

Село Пригожее ведёт своё летоисчисление, согласно советской истории городов и сёл Украины, с 1861 года. Согласно преданию, село было основано зажиточными крестьянами, которые смогли выкупить самих себя из крепостной зависимости ещё до реформы 1861 года. Но уже в 1864 году во владельческой деревне Пригожая при пруде числится 257 душ населения. Для сравнения: в селе Гавриловка при речке Домаха, которой официально более 230 лет, в 1864 году проживали 343 человека. Поэтому, есть все основания полагать, что село было основано задолго до 1861 года. Оно указано и на плане генерального межевания Изюмского уезда Харьковской губернии, составленном после 1835 года (точная датировка последнего документа неизвестна). Однако в списке населённых пунктов по Барвенковской волости в памятной книжке Харьковской губернии за 1862 год Пригожее (как и Гавриловка) не указаны, - Пригожее числится лишь в аналогичном документе за 1863 год.

В 1957-1960 годах была построена железная дорога Дубово – Мерцалово, которая связала железнодорожные узлы Лозовая и Красноармейское. Однако, согласно первому ходатайству о строительстве железной дороги в данном направлении (1900 год), предполагалось примыкание последней к линии Славянск – Лозовая по Гавриловке. Впоследствии отдали предпочтение станции Дубово, поскольку профиль железной дороги с примыканием по последнему пункту позволял формировать тяжеловесные грузовые составы.

В 1957 году Шестаковская автоколонна организовала регулярное автобусное сообщение между Александровкой и Гавриловкой. Из Гавриловки автобус отправлялся в 14:00 по субботам, воскресеньям и понедельникам. В 50-х годах был приведен в порядок и грунтовой просёлок между данными сёлами: в годы Второй Мировой войны он был «перепахан» минами, оказался открытым всем ветрам. Комсомольцы разровняли грунтовку и высадили несколько тысяч саженцев тополя. А вот асфальт на данной дороге от Александровки до административной границы Донецкой и Харьковской областей появился лишь в 1970 году.

В настоящее время в Гавриловке работают: топливный склад, участок райавтодора, отделение ОАО «Барвенково-Агро». На территории сельсовета расположены Пригожевський государственный сортоиспытательный участок, подстанция РЭС, работает хлебопекарня Барвенковской союза потребительских обществ, ФАП. В окрестностях села есть несколько глиняных карьеров (например, в Новобогданово). В Гавриловке функционируют сельский клуб и учебно-воспитательный комплекс (общеобразовательная школа I-III ступеней, детсад). Есть несколько магазинов. В селах Африкановка, Котовка, Пригожее также действуют общеобразовательные школы, сельские Дома культуры, ФАПы и другие социально-культурные учреждения. На станции Гавриловка работает хлебоприёмный пункт.

Есть в Гавриловке и братская могила советских воинов – в годы Второй Мировой войны населённые пункты в зоне тяготения к железной дороге переходили из рук в руки по нескольку раз. Особенно тяжёлыми были бои за железную дорогу в феврале 1942 года. В течение 1942 года, железная дорога Славянск Шидловская – Лозовая – Лихачёво восстанавливалась дважды: после февраля – советскими войсками, в июне-июле – немцами. Точнее, местным населением, мобилизованным на восстановительные работы той или иной стороной того страшного противостояния. Имеются также свои воинские захоронения в районах Ковалёвки и Пригожего…
Logged
pabel
Active user

Posts: 3376


View Profile
« Reply #1 on: 20.11.16 , 20:11 »
Share

Село МАЛИНОВКА и станция ДУБОВО
http://forum.railwayclub.info/index.php?topic=122820.msg451131#new
Logged
pabel
Active user

Posts: 3376


View Profile
« Reply #2 on: 19.01.18 , 12:01 »
Share

Станція БАРВІНКОВЕ

Станцію Барвінкове було відкрито у грудні 1869 року (за новим стилем – у січні 1870 року), разом із ділянкою Курсько-Харково-Азовської залізни-ці від Харкова до Ростова [1]. Станція успадкувала свою назву від великого козацького села, поруч із яким пройшла залізниця. Згідно із даними на 1872 рік, по станції робили зупинку поштовий (вагони I i II класу) і пасажирський (вагони II i III класу) потяги у сполученні Курськ – Ростов [2, с. 24-27]. В 1882 році кількість пар потягів із зупинкою по Барвінковому збільшилася до 3: поштовий (вагони I, II i III класу), пасажирський (вагони I і II класу), това-ро-пасажирський (вагони III класу) [3, с. 88-91]. Таку ж саму кількість пар пасажирських потягів було закладено на даній ділянці в 1892-1893 роках [4, c. 287, 291].

Окрім пасажирського руху, по станції Барвінкове також передбачалося навантаження сільськогосподарських і гірничозаводських вантажів. Станом на 1892 рік, станція Барвінкове відправила вантажі низької швидкості в на-ступних обсягах: пшениця – 1,37 млн. пудів, ячмінь – 579 тис. пудів, жито – 274 тис. пудів, овес – 115 тис. пудів, дрова – 43 тис. пудів, борошно – 36 тис. пудів, ліс – 13 тис. пудів, гас – 1 тис. пудів. Прибуття вантажів за аналогіч-ний період: вугілля – 122 тис. пудів, ліс – 77 тис. пудів, сіль – 59 тис. пудів, гас – 36 тис. пудів, нафта – 18 тис. пудів, борошно – 14 тис. пудів, пшениця – 3 тис. пудів, жито – 2 тис. пудів, ячмінь – 1 тис. пудів [5, с. 30-33]. Отже, в 90-х роках переважну більшість вантажообігу станції складали хлібні ванта-жі, з них половину обсягів займала пшениця.

В 60-х – 70-х роках XIX століття розпочалася кустарна розробка кам’яного вугілля на Петровській ділянці родовища, втім на Барвінкове ву-гілля майже не потрапляло через велику відстань (більше 20 верст) від родо-вища до станції, а також високу вартість гужової доставки вугілля [6, c. 346-347]. Так, в 1896 році станція Барвінкове відвантажила лише 1 тис. пудів ву-гілля (неповні 2 вагони), а в 1901 році – 8 тис. пудів (13,5 вагонів по 600 пу-дів кожен) [7, c. 60-61; 8, с. 35-36]. Втім, в середині 90-х років XIX століття по станції Барвінкове сформувався ринок найму робітників на південні гір-ничозаводскі промисли [9, с. 363].

Станом на 1915 рік, при станції Барвінкове числилися такі підприємства: парові млини Еппа, Зименса, Классена, Любарського, Романенка, Рябіна (Бо-годарове), Тисена, Финченка, Фрезе Г., Фрезе Я., Хараджаєва, олійниця Пе-денка, механічні заводи Лендера, Соломахи і товариства «Луч», цегляні за-води Большакова і Голубової, Іщенка, Педенка, Фон-Циглера (Надєждовка), Ярошенка, заводи фарби Іщенка, Козьміна [10, c. VI.39-47]. Слобода Барвін-кове і пристанційне селище інтенсивно розвивалися, і багато в чому – завдя-ки географічному розташуванню станції: тут перехрещувалася залізниця Ло-зова – Горлівка із «великою проїжджою дорогою» Гришине – Куп’янськ – Єлєц [11].

В 1917 році по станції Барвінкове зупинялися наступні пасажирські по-тяги: № 5р/6р швидкий Петроград (Санкт-Петербург) – Ростов (вагони I-III класу) із безпересадочними вагонами до Туапсе (II-III клас), Владикавказа (I-II клас), Новоросійська (III клас), Мінеральних Вод (II-III клас), Тіфліса (су-часний Тбілісі, III клас); № 3р/4р поштовий Харків – Ростов (вагони I-III кла-су) із безпересадочними вагонами Москва – Тонельна – Новоросійськ (II-III клас), Харків – Караванна (III клас) і Катеринослав (Дніпро) – Луганськ (II-III клас); № 13р/14р пасажирський Харків – Ростов (вагони I-III класу) із безпе-ресадочними вагонами Харків – Маріуполь (I-II клас); № 93/94 товаро-пасажирський Харків – Ростов [12, с. 231-232 т. 208].

Перші роки радянської влади ознаменувалися для станції Барвінкове початком курсування приміських потягів у сполученні Слов’янськ – Барвін-кове – 2 пари на добу (з них в 1922-23 році одна – до Гаврилівки). Крім то-го, курсував пасажирсько-товарний потяг Полтава – Дебальцеве із жорстки-ми вагонами [13, т. 45б, 526; 14, с. 105 т. 41І, с. 192 т. 526]. Протягом 20-х – 30-х, і навіть, першої половини 40-х років (включаючи період окупації Укра-їни німецькими військами), змінювалося лише сполучення єдиного пасажир-ського потягу, що продовжував курсувати від Лозової до Слов’янська, але кількість пар потягів не змінювалася. Так, у серпні 1942 року окупаційною владою було встановлено сполучення для даного потягу Харків – Слов’янськ [15, p. 24-25 t. 17]. Кількість пар потягів на цьому напрямі поча-ло збільшуватися в 50-х роках ХХ століття. Але це – вже зовсім інша істо-рія…

Перелік посилань:
1.   Отдельные главы книги «А так зарождалась наша магистраль». – 1969-1970 г.г. – С правками К.Клименко и В.Мартыненко // Державний архів Донецької області, фонд № Р-6806, опис № 1, справа № 20.
2.   Путеводитель по Российским железным дорогам, с приложением карты железно-дорожных сообщений, открытых, строящихся и проектируемых. – М., 1872. – 80 с.
3.   Ландцерт В.П. Спутник по России. Летнее движение 1882 г. – СПб., 1882. – 232 с.
4.   Харьковский календарь за 1893 год. В двух книгах. – Х., 1893.
5.   Статистический сборник Министерства путей сообщения. Выпуск 36: Сведения о движении товаров по железным и внутренним водным путям в 1892 году. Часть I. – СПб., 1894. – [589 с.].
6.   Носов А.А. Ведомость о каменно-угольной промышленности в 1-м округе Западной части Донецкого кряжа за 1872 год, с приложениями описаний / Горное хозяйство и стати-стика // Горный журнал, т. I, № 3. 1873.
7.   Статистический сборник Министерства путей сообщения. Выпуск 51: Сведения о движении товаров по железным дорогам за 1896 г. – СПб., 1898. – [550 с.].
8.   Статистический сборник Министерства путей сообщения. Выпуск 72: Сведения о движении товаров по железным дорогам за 1901 г. – СПб., 1898. – [565 с.].
9.   Труды XIX Съезда горнопромышленников юга России, бывшего в г. Харькове с 5-го по 14-е октября 1894 года. – Х., 1894. – 513 с.
10.   Харьковский календарь на 1915 год. – Х., 1915. – [540 с.].
11.   Егоров А.И. Разгром Деникина в 1919 году. – М., 1932.
12.   Официальный указатель железнодорожных и других пассажирских сообщений с мая 1917 года. – Пг., 1917.
13.   Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских со-общений. Зимнее движение 1922-23 г. – М., 1922.
14.   Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских со-общений. Летнее движение 1925 г. / Ред.: С.Е.Брюль – М., 1925.
15.   Taschenfahrplan für die östliche Ukraine nebst AnschiuBstrecken und den wichtigsten Fern-verbindungen. Ausgable August 1942. – Nachdr.-Mainz. – 1942-1980. – 31 c.
Logged
Dhr_Igor
Active user

Posts: 3794


View Profile
« Reply #3 on: 19.01.18 , 13:01 »
Share

pabel, дякую за Ваші публікації.
Завжди дуже цікаво!
Logged
pabel
Active user

Posts: 3376


View Profile
« Reply #4 on: 19.01.18 , 13:01 »
Share

Дякую :-)
Шукайте мене у Вікіпедії :-D
Logged
Ingvard
Active user

Posts: 240


View Profile
« Reply #5 on: 20.01.18 , 10:01 »
Share

pabel, дякую за Ваші публікації.
Завжди дуже цікаво!

Спасибо. Очень интересно познавать этот участок. Только вот осталась не раскрытой тема Языково.
Logged
pabel
Active user

Posts: 3376


View Profile
« Reply #6 on: 21.01.18 , 12:01 »
Share

Сойдём и на дальней станции Языково :-)
Logged
Tags:
Pages: [1]
Print
Jump to:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.8 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Page created in 0.127 seconds with 20 queries.