Railwayclub.info main
Welcome, Guest. Please login or register.
Did you miss your activation email?
29.06.17 , 01:06

Login with username, password and session length
Home | Help | Search | Login | Register | References | Blogs | Contact Information

railwayclub.info: train travel answers, travel deals

  discussion

    Retro

      Лозовая - Славянск: ретро

Pages: [1]
Print
Author Topic: Лозовая - Славянск: ретро  (Read 964 times)
pabel
Active user

Posts: 3323


View Profile
« on: 20.11.16 , 20:11 »
Share

Село и станция ГАВРИЛОВКА

Село Гавриловка основано во второй половине XVIII века, и связано его основание с событиями после ликвидации Запорожской Сечи. Официальной датой основания села считается 1780 год.

В 1897 году секунд-майор Гавриил Иванов на средства прихожан и местных землевладельцев построил деревянную однопрестольную Архенгело-Гаврииловскую церковь. Долгое время приход церкви состоял из двух десятков окрестных деревень. В 1838 году обветшалая церковь была восстановлена.

В 1869 году через район села прошла Курско-Харьково-Азовская железная дорога, была открыта железнодорожная станция Гавриловка. По состоянию на 1872 года, по станции Гавриловка останавливались почтовый (с вагонами I и II класса) и пассажирский (с вагонами I, II и IV класса) поезда в сообщении Курск – Ростов. В 1878 году дополнительно курсировал товаро-пассажирский поезд. В 1917 году через станцию Гавриловка курсировали 4 пары пассажирских составов (прежние, плюс скорый поезд до Петрограда).

По состоянию на 1887 год, к станции Гавриловка тяготели 14 селений с общей численностью 1365 крестьян. Раз в сутки на Харьков и Ростов поездом отправлялась почта. Что же касается почтового отделения в Гавриловке, упоминания о последнем датированы началом ХХ века. По состоянию на 1908-1910 годы, в селе работала земская почтовая станция, а на станции Гавриловка – почтовое отделение.

В 1908 году в селе Гавриловка и окрестностях числятся Гавриловское, Богдановское, Котовское, Пригожевское и прочие крестьянские общества. В 1915 году здесь уже работает волостной суд.

Станция Гавриловка отгружала сельхозпродукцию, в основном – зерно. Последнее поступало на станцию «чумацким» способом, начиная с 70-х годов XIX века. К станции Гавриловка тяготели мельницы, работавшие, например, на территории современного Александровского района. По состоянию на 1923-1924 годы, Гавриловкой обслуживались ветряная мельница и 3 кузницы в Ново-Бахметьево (15 вёрст), ветряная и тепловая мельницы в Александровке (18 вёрст), маслобойня в Мирной Долине (25 вёрст), мельница и маслобойня в Знаменовке (30 вёрст). А вот скот, например, из Александровки в конце XIX века отправляли через станцию Надеждино (с 1903 года – Близнецы).

В 1905 году немец Браун построил в селе Гавриловка паровую мельницу. Кроме того, по состоянию на 1915 года, две паровые мельницы работали в соседнем селе Богданово (владельцы – Тиссен, Подгурский).

В конце 90-х годов XIX века при церкви открылись трёхклассная церковно-приходская школа и училище. Что касается полноценной начальной школы, последняя открылась здесь уже после отделения церкви от школы и государства – в 1923 году. С 1930 года это была пятилетка («школа колхозной молодёжи»), с 1933 года – семилетка, с 1935 года – восьмилетка.

По состоянию на 1922 год, по станции Гавриловка останавливался смешанный (пассажирско-товарный) поезд Дебальцево – Лозовая, также раз в сутки курсировал пригородный пассажирский поезд Гавриловка – Славянск. В 1925 году последний поезд отменили, но пассажирско-товарный продлили до Полтавы. К 1928 году последний поезд был переведен в категорию почтовых, к нему прицеплялись вагоны до Москвы, Баку, Тифлиса и пр.; также дополнительно курсировали скорый поезд Ленинград – Тифлис (Тбилиси) и курьерский Москва – Баку, но они останавливались по соседней станции Дубово, которая заслуживает отдельного разговора. К 1941 году на направлении Славняск – Лозовая количество пар пассажирских поездов, не считая пригородных до Славянска, увеличилось до 10, но из них по Гавриловке и Дубово останавливались до 3 пар поездов в сутки.

К 1941 году среди грузов станции Гавриловка по-прежнему лидировали зерновые: их выращивали в окрестных совхозах им. Капинус, «Советское наступление», «Червоная Заря», а также на полях близлежащих колхозах. В районе села Гавриловка работали несколько глиняных карьеров. При станции со стороны Золотивки (ныне Ковалёвка) работала МТС.

По состоянию на август 1942 года, по станциям Гавриловка и Дубово делал остановку пассажирский поезд в сообщении Славянск – Харьков, но вряд ли у местного населения имелись широкие возможности использовать его. После освобождения Донбасса их Харькова на Дубово и Языково курсировал один единственный пассажирско-товарный поезд в сутки, который к тому же зачастую и не назначался. Лишь в 50-е годы количество пар пассажирских и пригородных поездов на направлении Славянск – Лозовая возросло до нескольких десятков в сутки; по Гавриловке и Дубово останавливались все пригородные и несколько пассажирских поездов.

После Второй Мировой войны в Гавриловке была создана довольно мощная инфраструктура: 5-я бригада колхоза им. Котовского (2,5 тыс. га сельхозугодий, в том числе 1,7 тыс. га пахоты), тракторная бригада. животноводческие комплексы, подсобный пункт Барвенковского комбината хлебопродуктов, асфальто-бетонный и кирпичный заводы. В селе заработали школа, клуб, 2 библиотеки, больница, аптека, радиоузел и т.д.

Центральная усадьба колхоза им. Котовского находилась в соседнем селе Пригожее. Здесь находится остановка пригородных поездов направления Славянск – Лозовая – Харьков. За колхозом им. Котовского было закреплено 7,6 тыс. га сельхозугодий, в т.ч. 5,5 тыс. га пахоты. Основное направление хозяйства – зерно-молочное; в селе работала маслобойня. В советское время в селе открылись дом культуры, библиотека, фельдшерский пункт, детсад, мастерские быткомбината. Есть в селе и общеобразовательная школа I-II ступеней. До 50-х годов ХХ века Пригожская школа располагалась в малопригодных для обучения помещениях, часто меняла дислокацию. Лишь в 1957 году появилось помещение, приспособленное для проведения занятий (сейчас – II корпус). В 1967 году открылся новый (первый) корпус школы.

Село Пригожее ведёт своё летоисчисление, согласно советской истории городов и сёл Украины, с 1861 года. Согласно преданию, село было основано зажиточными крестьянами, которые смогли выкупить самих себя из крепостной зависимости ещё до реформы 1861 года. Но уже в 1864 году во владельческой деревне Пригожая при пруде числится 257 душ населения. Для сравнения: в селе Гавриловка при речке Домаха, которой официально более 230 лет, в 1864 году проживали 343 человека. Поэтому, есть все основания полагать, что село было основано задолго до 1861 года. Оно указано и на плане генерального межевания Изюмского уезда Харьковской губернии, составленном после 1835 года (точная датировка последнего документа неизвестна). Однако в списке населённых пунктов по Барвенковской волости в памятной книжке Харьковской губернии за 1862 год Пригожее (как и Гавриловка) не указаны, - Пригожее числится лишь в аналогичном документе за 1863 год.

В 1957-1960 годах была построена железная дорога Дубово – Мерцалово, которая связала железнодорожные узлы Лозовая и Красноармейское. Однако, согласно первому ходатайству о строительстве железной дороги в данном направлении (1900 год), предполагалось примыкание последней к линии Славянск – Лозовая по Гавриловке. Впоследствии отдали предпочтение станции Дубово, поскольку профиль железной дороги с примыканием по последнему пункту позволял формировать тяжеловесные грузовые составы.

В 1957 году Шестаковская автоколонна организовала регулярное автобусное сообщение между Александровкой и Гавриловкой. Из Гавриловки автобус отправлялся в 14:00 по субботам, воскресеньям и понедельникам. В 50-х годах был приведен в порядок и грунтовой просёлок между данными сёлами: в годы Второй Мировой войны он был «перепахан» минами, оказался открытым всем ветрам. Комсомольцы разровняли грунтовку и высадили несколько тысяч саженцев тополя. А вот асфальт на данной дороге от Александровки до административной границы Донецкой и Харьковской областей появился лишь в 1970 году.

В настоящее время в Гавриловке работают: топливный склад, участок райавтодора, отделение ОАО «Барвенково-Агро». На территории сельсовета расположены Пригожевський государственный сортоиспытательный участок, подстанция РЭС, работает хлебопекарня Барвенковской союза потребительских обществ, ФАП. В окрестностях села есть несколько глиняных карьеров (например, в Новобогданово). В Гавриловке функционируют сельский клуб и учебно-воспитательный комплекс (общеобразовательная школа I-III ступеней, детсад). Есть несколько магазинов. В селах Африкановка, Котовка, Пригожее также действуют общеобразовательные школы, сельские Дома культуры, ФАПы и другие социально-культурные учреждения. На станции Гавриловка работает хлебоприёмный пункт.

Есть в Гавриловке и братская могила советских воинов – в годы Второй Мировой войны населённые пункты в зоне тяготения к железной дороге переходили из рук в руки по нескольку раз. Особенно тяжёлыми были бои за железную дорогу в феврале 1942 года. В течение 1942 года, железная дорога Славянск Шидловская – Лозовая – Лихачёво восстанавливалась дважды: после февраля – советскими войсками, в июне-июле – немцами. Точнее, местным населением, мобилизованным на восстановительные работы той или иной стороной того страшного противостояния. Имеются также свои воинские захоронения в районах Ковалёвки и Пригожего…
Logged
pabel
Active user

Posts: 3323


View Profile
« Reply #1 on: 20.11.16 , 20:11 »
Share

Село МАЛИНОВКА и станция ДУБОВО
http://forum.railwayclub.info/index.php?topic=122820.msg451131#new
Logged
Tags:
Pages: [1]
Print
Jump to:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.8 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Page created in 0.102 seconds with 20 queries.