Railwayclub.info main
Welcome, Guest. Please login or register.
Did you miss your activation email?
12.11.19 , 16:11

Login with username, password and session length
Home | Help | Search | Login | Register | References | Blogs | Contact Information

railwayclub.info: train travel answers, travel deals

  discussion

    Тамбур

      Travelogues

        Трансильвания вдоль, поперёк и наперекосяк

Pages: [1] 2
Reply | Print
Author Topic: Трансильвания вдоль, поперёк и наперекосяк  (Read 917 times)
А.С.
Active user

Posts: 683


View Profile
« on: 03.11.19 , 10:11 »
Share Reply with quote

Это отчёт о чисто железнодорожном (почти) путешествии, которое я предпринял с 12 по 24 октября 2019 года; читайте, кому интересно. Все железнодорожные билеты, кроме особо оговоренных ниже, были куплены мной предварительно через Интернет на сайтах УкрЗалізниці и, соответственно,  Căile Ferate Române).

12 октября в 15:17 я выехал из Харькова в Луцк поездом 127 Харьков -- Ковель, вагон 10К. Луцк, конечно, не имеет никакого отношения к Трансильвании и вклинился вот по какой причине: я решил пересекать границу через Черновцы -- Вадул-Сирет -- Сучаву, а так как прямого поезда из Харькова в Черновцы нет, то, перебрав возможные варианты пересадок -- через Киев? через Львов? через Хмельницкий? не через Одессу же? -- я решил ехать через Луцк: во-первых, это был самый дешёвый вариант, а во-вторых, в Луцке я раньше не бывал и хотел посмотреть город.

Вагон был полупустой всю дорогу. Довольно много пассажиров подсело в Полтаве, несколько человек выходило по разным станциям Полтавской области и по Кременчугу -- господи, я и сам раньше неоднократно ездил этим же поездом из Харькова в Новые Санжары -- но полупустым он вышел из Харькова и полупустым оставался всю дорогу. Большая часть пассажиров вышли в Луцке; это замечательно, поскольку Луцк ведь не на прямом пути поезда, он специально отклоняется от своего маршрута в Киверцах, заезжает в Луцк, возвращается в Киверцы и следует дальше, и вот, этот détour и обеспечивает поезду пассажиропоток. Жалко, что такой хороший поезд возит воздух, как бы этот поезд не прикрыли за убыточность! Может, добавить ему ещё такой же détour в Житомир (из Бердичева или из Фастова), и пассажиропоток увеличится?

Вагон был старый, отремонтированный, но отремонтирован не очень удачно: во-первых, не работали светильники ночного света у изголовья каждой полки, а это большое неудобство для пассажиров, которые любят читать; во-вторых, у пассажиров нижних полок отсутствовали маленькие сетчатые полочки для мелких вещей. Вагон был чистый, опрятный, проводники делали свою работу превосходно, поезд шёл чётко по расписанию.

На следующий день, 13 октября в 11:05, я был в Луцке, сдал рюкзак в камеру хранения и отправился исследовать город и зАмок. Красивый город, мне понравился, как раз для однодневной экскурсии, то есть для пересадки, превращающейся в экскурсию.

Вечером, в 19:29, я сел в поезд 667 Ковель -- Черновцы, вагон 5К. Оба поезда, и Харьков -- Ковель и Ковель -- Черновцы, ходят через день, но, к счастью, в Луцке они в большинстве случаев оказываются в один и тот же день, чем я и воспользовался (в этом году, кажется, только в августе они ходили в противофазе). Этот поезд был заполнен людьми на все 100%, но при этом чистый и опрятный, и всё в нём было исправно, и проводники работали безукоризненно -- если бы нефирменные поезда все были таковы, то кому были бы нужны фирменные? Он пришёл в Луцк с опозданием на 10 минут и это 10-минутное отставание от графика чётко выдерживал всю дорогу.

На следующее утро (14 окт.), приехав в Черновцы (по расписанию 7:37, а на самом деле на 10 минут позже), я первым делом пошёл в справочное бюро и спросил, а де тут можна придбати квиток до Вадул-Сірета? Дело в том, что поезд Черновцы -- Сторожинец считается пригородным и заранее взять на него билеты, сидя в Харькове, нельзя. Следующего билета, от Вадул-Сирета дальше, у меня тоже не было, и вот почему: поезд Вадул-Сирет -- Бухарест принадлежит румынам и поэтому на сайте uz.gov.ua билеты на него не продаются, а у румынского сайта cfrcalatori.ro есть две ветки, одна для внутрирумынских поездов, а другая для международных, и на международной ветке есть смешное ограничение при покупке международных билетов -- стоимость билета должна быть не меньше 50 лей, в то время как мне был нужен билет только  до Сучавы; из-за этого я предварительно купил только на внутрирумынской ветке билет от Викшань (это первая румынская станция) до Сучавы за 13 лей, а от Вадул-Сирета до Викшань мне ещё предстояло купить билет на одну остановку. Итак, я задал свой вопрос в справочном бюро, а меня в ответ переспросили: "а Вам їхати тільки до Вадул-Сірета чи ще далі?" Я ответил, что мне ещё нужен билет от Вадул-Сирета до Викшань. "То Ви ідіть до міжнародної каси, вона відкривається о 8:00, і як Ви візьмете там білет від Вадул-Сірета до Вікшань, то від Чернівців до Вадул-Сірета в Вас буде безкоштовний проїзд -- є в нас така послуга!" Это было для меня приятной маленькой неожиданностью; я ещё уточнил, что никакой бесплатный билет не нужен, просто в пригородном поезде я покажу международный билет, и этого будет достаточно, и как только открылось окошко в 8:00, купил билет Вадул-Сирет -- Викшаны, старомодный, допотопный, из двух отдельных бумажек, скреплённых скрепочкой, одна из бумажек называется билетом, а вторая плацкартой -- ну да это и так все знают. У меня ещё осталось время выйти из вокзала, перейти дорогу, позавтракать напротив вокзала и вернуться.

Итак, мои проблемы с билетами решились легко и даже гораздо легче, чем я ожидал, но, судя по всему, в тот день я был один такой везунчик. Из того, что я наслушался, пока блуждал по вокзалу, у меня сложилось впечатление (это не более чем впечатление!), что билетов на "остальную Украину" в тот день в черновицких кассах не было вовсе. Ни на Киев, ни на Одессу, ни даже на Львов, ни куда-либо ещё. Однако билеты волшебным образом находились, стоило человеку просунуть голову в кассовое окошко и сказать пароль "я от Ларисы Ивановны" (текст пароля привожу приблизительно). Прямо как при советской власти, блин!

Пригородный (формально -- грузопассажирский) поезд 959 отправился из Черновцов, как ему и положено, в 9:13; он состоял из локомотива и двух допотопных вагонов с деревянными сиденьями и был заполнен едва ли на четверть. Но он активно дозаполнился по Черновцам-Южным и в Глыбокую пришёл заполненным наполовину. В Глыбокой большинство пассажиров вышли, и в моём вагоне осталось 14 человек, в Вадул-Сирете вышли они все и никто не подсел, поезд развернулся локомотивом в другую сторону обратно в Глыбокую пустым, а оттуда в Сторожинец. Где-то на этом же сайте был рейтинг самых медленных поездов Украины, и поезд Черновцы -- Сторожинец там занимал одно из лидирующих мест; он таким и остался, он проползает 50 км за три часа, но можно утешать себя пейзажами предгорьев. В Вадул-Сирете я был в 12 часов с минутами.

В Вадул-Сирете огромный вокзал, готовый обслужить толпу пассажиров. В 100 метрах к югу от него огромный ресторан, в котором можно накормить эшелон путешественников одновременно. Но в зале ожидания было два пассажира, включая меня, а в ресторане собрали обед, чтобы накормить меня одного (спасибо им большое). Когда прибыл поезд из Бухареста, вот только тогда и не раньше, откуда-то появились 1 пограничница и 1 таможенник. Пограничница проверила паспорта (всего у неё в руках было 4 паспорта, два синеньких украинских и два красненьких румынских), а таможенник спросил, не везём ли мы сигареты, получил "Нет" в ответ, и на этом церемониал был завершён, а зал таможенного досмотра никто даже и отпирать не стал.

Поезд IR381 Вадул-Сирет -- Бухарест состоял из локомотива и двух сидячих вагонов; вагоны были разгорожены на купе -- проход вдоль края вагона и три шестиместных купе, потом средняя часть вагона с проходом не вдоль края и не посередине, так что с одной стороны от прохода четыре отдельно стоящих кресла, а с другой стороны четырёхместные купе, и потом опять проход вдоль края вагона и три шестиместных купе. И в этом чуде техники ехало два пассажира, я и ещё одна женщина, а два обладателя румынских паспортов ехали, должно быть, в другом вагоне (если только это не были паспорта машинистов). Самое навороченное такси, какое я когда-либо видел! В 14:10 оно отправилось из Вадул-Сирета.

Поезд прибыл в Викшань и... ничего не случилось.
Потом, спустя несколько минут, на перрон вышла собака.
Потом ещё через минуту появился пограничник.
Потом вышла ещё одна собака.
Следом ещё один пограничник.
В конце концов собралось 8 человек пограничников и таможенников, и началась проверка (с украинской стороны всю работу сделали вдвоём). Проверили мой паспорт. Спросили, куда я еду; я достал папку с заранее распечатанными железнодорожными билетами на весь маршрут и с бронированиями комнат, но на второй из вынутых мной бумажек интерес прекратился. Таможенник чисто символически запустил лапу внутрь моего рюкзака -- что он ожидал найти таким способом? или он проверял, не стану ли я нервничать? и на том проверка лично меня завершилась, но до конца представления было ещё далеко.
Единственная попутчица во всём вагоне ехала в Бухарест в гости к дочке, которая вышла замуж за румына и захотела устроить возле дома садик в украинском стиле, а так как она не смогла раздобыть каких-то саженцев (плюща, кажется, и ещё чего-то), то мама ей везла эти саженцы поездом через границу. Разумеется, это было запрещено, и она это знала и принялась уговаривать пограничников. Дело дошло до прозрачного намёка "ну, может, давайте мы как-нибудь договоримся?" Хорошо ещё, что она не стала доставать деньги. Пограничники в итоге пропустили её просто так без взятки. Больше о коррупции и перспективах борьбы с ней не будем.

А тем временем три других таможенника занялись важным делом: они несли стремянку, ставили её под каждой лампой в потолке вагона, один из них залазил на стремянку, снимал лампу, залазил рукой в пространство потолка, которое при этом открывалось, и искал там что-то, потом слазил, переносили стремянку под следующую лампу и т.д. Не нашлось ничего, но таков обычай, так положено досматривать поезд.

Никто не подсел к нам в поезд в Викшанах, так вдвоём мы и оставались. На следующей станции, Дорнешть, подсело несколько человек, и явилась тётя контролёр, она проверила мой билет, в билете значился номер поезда 381 и дата 14.10.2019, она ещё раз ручкой написала там же Tr.381 14.10.2019, таков церемониал, и расписалась, потом принялась пенять мне -- лок! лок! -- что я-де сижу не на том месте, которое у меня в билете обозначено (а я сидел на первом попавшемся месте, которое не соответствовало ни билету от Вадул-Сирета до Викшань, ни билету от Викшань до Сучавы), но потом сообразила, что еду я только до Сучавы, а Сучава следующая остановка, и вагон пустой, так что это не имеет ровно никакого значения, успокоилась и  ушла. В Сучаву мы прибыли в 15:58.

to be continued
Logged
А.С.
Active user

Posts: 683


View Profile
« Reply #1 on: 03.11.19 , 13:11 »
Share Reply with quote

Вокзал в Сучаве постройки XIX века, краснокирпичный, красивый. Но центральный его зал навеки закрыт и загорожен на случай, если вдруг придётся обслуживать vip-клиентов (а они всё никак не приедут), и пассажиры ходят вокруг центрального зала, заглядывая в его окна. Зала ожидания под крышей я не нашёл, большинство пассажиров ждут поезда на свежем воздухе. Камера хранения не работает.  Обмен валют отсутствует.

Мне, харьковчанину, короткие поезда -- локомотив и два вагона -- казались черновицкой экзотикой; но в Сучаве, пока я ждал поезда, я понял, что это чуть ли не местная норма. Видел и более короткие поезда. Так, местный (regio) поезд из Сучавы в Кымпулунг-Молдовенеск состоял из локомотива и одного вагона. А поезд из Сучавы в Ботошань был без локомотива и состоял из двух коротеньких красненьких трамвайных вагонов -- и выглядел, как трамвай, и ещё, похоже, у него не хватало одного бокового стекла.

На пересадке в Сучаве мне предстояло провести 4.5 часа с рюкзаком за плечами; я прошёл направо от вокзала, повернул ещё направо, перешёл железную дорогу по мосту, дошёл до ближайшего торгового центра, там нашёл отделение Банка Трансильвании и поменял евро на леи (внимание, люди! никогда не пользуйтесь в Румынии услугами отдельно стоящих пунктов обмена валют, там всегда грабительский курс! меняйте деньги только в отделениях банков!), но не смог купить sim-карту никакого местного телефонного оператора, хотя в этом торговом центре были представители обеих крупнейших телефонных сетей страны, Orange и Vodafone -- в обоих мне сказали, что ни один телефонный оператор Румынии не поддерживает звонков в Украину (то есть звонить-то можно, но тариф -- 5 евро за 5 минут, убийство и разорение). Всё общение было на английском языке, и в банке, и в телефонных конторах сотрудники им владеют вполне.

Туристу в Сучаве делать нечего: я дошёл до центра города, он мне показался совсем неинтересным. Уже темнело, и я не пошёл искать тронную крепость молдавских господарей, тем более что эта туристическая достопримечательность -- новодел. Но поужинать в городе мне удалось.

Вечером того же 14 числа в 20:36 я сел в поезд 1837 Яссы -- Тимишоара и отправился в Албу-Юлию. Поезд был нормальной длины, из 7, кажется, вагонов, 2 для спанья (класса Т6/кушета), остальные сидячие. Мой вагон был 6-ой, класса Т6, и он был забит людьми полностью. Наверное, все знают, как устроены эти вагоны: у них есть дверцы, как у наших купейных, но в каждом купе 6 полок, а не 4, и расположены они в три яруса, и поперёк всего купе -- большая лестница.

Моё место было нижнее; так как от Ясс до Сучавы оно пустовало, то среднюю полку опустили, превратив её в спинку дивана, и на моей полке сидели три тётки (одна со второй полки, две другие из соседнего купе). При моём появлении среднюю полку подняли, нижнюю мне освободили сразу же. Я сказал им скузе! ну ынцелег лимба ромына! (извините, не понимаю румынского языка), предложил им English? Français? русский? и стал темой для пересудов, меня долго обсуждали: вот иностранец, энглезе он говорит, франчезе он говорит, русу он говорит, а по-румынски ни слова не понимает, и вот ему-то и должна достаться нижняя полка! Мне передали мою подушку и постель, я сказал мулцумеск! (спасибо), чем вызвал новую волну пересудов -- ух ты, а он и по-нашему что-то сказать может! -- но эта новая волна пересудов быстро завершилась, что делает честь сообразительности этих тёток.

Большим неудобством вагонов Т6 является то, что в них совершенно не предусмотрены никакие маленькие полочки для мелких вещей. Ну вот куда, скажите мне, положить очки, сняв их с носа, чтобы ночью, проснувшись, сразу же их найти? Я нашёл единственное решение: куртка моя висела на крючке, в карман куртки я положил очки. Не знаю, что бы я стал делать летом.

Рано утром, 15 октября в 6:19, точно по расписанию мы прибыли в город Алба-Юлия (Дьюлафехервар, Карлсберг). Было ещё темно; возле вокзала и автовокзала бойко торговали кофе и выпечкой в какой-то лавочке, но дальше до своей гостиницы я шёл по улице 10 минут, не встретив ни одного человека и ни одной машины. Всюду горели фонари, и надо всем городом стоял слитный запах спелого винограда. Мне разрешили заселиться в гостиницу (она называлась пансионом, pensiunea) прямо с раннего утра, и это было очень хорошо. Повеселил, однако, дежурный сотрудник, он должен был заполнить регистрационную карточку, переписав данные из паспорта; всё он переписал, но не смог сообразить, как цифрами обозначить месяц моего рождения, какая цифра должна соответствовать слову January. Так и пропустил эту графу, всё заполнил, потом вернулся к месяцу, и мне пришлось подсказать ему "уну".

Городок Алба-Юлия очень симпатичный, я провёл там сутки, и это в самый раз. Сердцевина города -- крепость постройки XVIII века, живая и полная жизни, и там есть что посмотреть. Рекомендую.

На следующий день 16 октября по той же ночной улице в такой же (но чуть более ранний) предрассветный час я ушёл на вокзал и в 6:21 сел в тот же самый поезд 1837 Яссы -- Тимишоара, чтобы продолжить свой путь в Тимишоару, но на сей раз уже сел в сидячий 2-ой вагон, он был наполнен менее чем наполовину. Мы доехали по расписанию до станции Симерия и встали, 40 минут простояли, потом только я понял почему. На перегоне между городами Симерия и Дева идут ремонтные работы, поезда пропускают по единственному свободному пути и на малой скорости, поэтому мы стояли в Симерии, пока не пропустили встречный (Вена -- Бухарест), а тогда уж поползли дальше, доползли до города Дева (судя из окна поезда, эта Дева отличается редким уродством!), потом набрали скорость и, выдерживая всю дорогу сорокаминутное опоздание, прибыли в Тимишоару (Темешвар).

Тимишоара мне понравилась. Я там провёл больше суток, а можно бы, наверное, и двое суток провести. Как по мне, это самый подходящий для жизни город из увиденных в стране. Не просто красивый и уютный. Но на следующий день хозяин хостела, где я заночевал, потребовал, чтобы я забрал вещи не позднее 2 часов дня, и даже не разрешил оставить рюкзак в хостеле и забрать его потом -- при том, что твёрдо знал (а я знаю с его слов), что камеры хранения на вокзале нет. Я огорчился и пошёл на вокзал, решив оставшиеся полдня потратить на осмотр соседнего города Арад. К слову, это единственный случай, когда я заранее не планировал, каким поездом ехать, потому что я наметил Арад как место пересадки, а поезда из Тимишоары в Арад ходят каждый час, и там всего час езды.

Я пришёл на вокзал в Тимишоару (кстати сказать, город красивый, а вокзал -- вовсе нет, вокзал постройки эпохи Чаушеску, это было плохое время для архитектуры), и тут оказалось, что в кассе не могут сказать, какой поезд на Арад ближайший! То есть по расписанию ближайшим должен был быть поезд 72 Бухарест -- Будапешт (через Крайову), но он опаздывал, и никто не знал, не увеличит ли он опоздания. Мне предложили погулять полчаса, что я и сделал, к этому времени стало ясно, что поезд опоздает на 40 минут, но он всё равно ближайший, я взял на него билет (по билету отправление было 14:40, по факту 15:20) и часом позже был в Араде. Поезд состоял из двух сидячих вагонов.

Арад позиционирует себя как транспортный хаб. Вокзал в Араде снаружи смотрит XIX веком, а внутри там хайтек: переход к поездам на уровне второго этажа, при этом и в здании вокзала, и на всех платформах есть эскалаторы и лифты, и они работают. Для хаба не хватает одного: камеры хранения. То есть считается, что она есть, но она работает до 18:00 -- а если у меня поезд после полуночи, то это всё равно, что камеры хранения нет. Поэтому я отправился исследовать город с рюкзаком за плечами.

Тут я сделал ошибку и сначала пошёл не в ту сторону -- пошёл по улице, прямо выходящей к вокзалу (прошу иметь в виду, что я планировал Арад как место пересадки и только и, к несчастью, не заготовил себе offline-карты города). Я угодил в район новостроек, ничуть не более интересных, чем харьковские. Потом я осознал, что шёл не туда, вернулся на вокзал, увидел другую улицу, уходящую от вокзала вбок, и сразу попал в центр города. Город мне понравился, надо бы приехать ещё раз и полазить по нему хотя бы день, там есть очень красивые здания.

Потом я вернулся на вокзал, уже хорошо затемно, и стал ждать поезда. В зале ожидания я был один (вот вам и хаб). Зал ожидания в изобилии оборудован розетками, чтобы подзарядить телефон, но wi-fi там нет, увы.

Наконец в пол-первого ночи пришёл мой поезд (473 Будапешт -- Бухарест), это уже было 18 октября, и в 0:48 я поехал дальше -- в Сибиу. Поезд состоял из одного вагона для спанья и двух сидячих, но в вагонах для спанья все билеты были разобраны венгерскими пассажирами, и во внутрирумынскую продажу они то ли совсем не поступили, то ли просто мне не удалось схватить его. У меня было место в сидячем вагоне (номер вагона 424). Я надеялся на вагон такого типа, как тот, в котором я ехал из Вадул-Сирета, но надеялся напрасно. Этот вагон был с проходом посередине, и по обе стороны от прохода кресла были собраны в блоки по 4, два вперёд и два назад, так что кресла не откидывались. Вагон был заполнен примерно на четверть (в отличие от Т6), так что в каждом блоке из 4 кресел, разнообразно скрючившись, кто-то пытался дремать. Кто-то из пассажиров вёз собаку (жёлтая дворняга), собаке наскучило лежать возле хозяина и она принялась гулять вдоль прохода, а нагулявшись, запрыгнула на пустое кресло возле совсем других людей и там сидела, пока хозяин не пришёл и не забрал с извинениями. Разумеется, ни намордника, ни поводка. По сравнению с антисобачьими строгостями, которые несколько лет пыталась проводить Укрзалізниця, это произвело очень забавное впечатление. В 7:07 я прибыл в Сибиу (Надьсебен, Германштадт).

to be continued
Logged
Dhr_Igor
Active user

Posts: 4951


View Profile
« Reply #2 on: 03.11.19 , 14:11 »
Share Reply with quote

Дякую за звіт. Чекаю на продовження :)
Logged
Maxy
Главный
Active user

Posts: 22731


View Profile
« Reply #3 on: 03.11.19 , 21:11 »
Share Reply with quote

Quote
и на международной ветке есть смешное ограничение при покупке международных билетов -- стоимость билета должна быть не меньше 50 лей, в то время как мне был нужен билет только  до Сучавы;
у Вас все одно би не вийшло придбати там собі квиток (віршіне не вийшло б ним скористатись, навіть якщо-б купили), навіть якщо б обмеження в 50 лей не було.
Проблема у тому, що міжнародні квитки https://bileteinternationale.cfrcalatori.ro/ треба обов'язково обмінювати на паперовий квиток у румунській міжнародній касі.
Quote
внимание, люди! никогда не пользуйтесь в Румынии услугами отдельно стоящих пунктов обмена валют, там всегда грабительский курс! меняйте деньги только в отделениях банков!
схоже на ролі узагальнення - це не годиться.

Я міняв двічі валюту в обмінному пункті, що не був частиною банківського відділення у Румунії, і курс був нормальним. При чому вперше коли мені треба було - пункт обміну валют був аж надто близько від залізничної станції (через дорогу від вокзалу і метрів 40 вбік), але готівка була потрібна терміново - бо трамвайний квиток карткою оплатити було не можна, а пішки йти було далекувато. Через що я і наважився міняти у тому пункті. Ще підходячи до нього подумав - біда, коло вокзалу, ще й відкритий у пізню годину - мабуть з якимось обманом чи там поганим курсом, поміняю мінімально-можливі 5 євро, навіть якщо курс поганий - втрати в абсолютному вимірі будуть неістотними. Але підійшовши роздивився, що різниця між курсами покупки і продажу аж надто мала, як у "вигідному" місці.  Я все-одно побоювався якогось підступу, ще не полінувався курс в інтернеті звірити - бо буває ж шахрайство, коли обидва курси занижені, але по заниженому курсу продажу де-факто не продають - але все було по-чесному, поміняв одразу скільки мені треба було. При чому курс був гарним не лише на обмін EUR <-> HUFRON чи там USD <-> HUFRON, але й на обмін RON <-> HUF також. Втім як виявилось - румунські леї мені знадобились лише на трамвайні квитки і на чайові, в інших місцях приймали картки.
« Last Edit: 10.11.19 , 00:11 by Maxy » Logged
W_777
Active user

Posts: 465


View Profile
« Reply #4 on: 04.11.19 , 00:11 »
Share Reply with quote

Интересный отчет! Вот правда фоток не хватает (хотя бы транспортной тематики: вагоны, вокзалы)
Logged
Megapups
Active user

Posts: 12435


View Profile
« Reply #5 on: 04.11.19 , 10:11 »
Share Reply with quote

При чому курс був гарним не лише на обмін EUR <-> HUF чи там USD <-> HUF, але й на обмін RON <-> HUF також. Втім як виявилось - румунські леї мені знадобились лише на трамвайні квитки і на чайові, в інших місцях приймали картки.
Імовірно йдеться про EUR/RON та USD/RON.
Logged
А.С.
Active user

Posts: 683


View Profile
« Reply #6 on: 10.11.19 , 00:11 »
Share Reply with quote

В Сибиу было ещё темно, и я пошёл от вокзала к центру города, там 10 минут пешего хода, и дошёл до своего хостела на Пьяца Мика. Хозяйка хостела любезно разрешила оставить рюкзак в хостеле с утра, а в 14:00 уже заселиться и зарегистрироваться, так я и сделал и пошёл исследовать город. Он очень красивый, кто не видел, найдёт в интернете фотографии, их там много. Город -- картинка из детской сказки, город -- праздник, я провёл там день и ночь. Говорят, там есть ещё отличные музеи, но у меня до них руки не дошли (точнее ноги). Может, когда-нибудь надумаю ещё провести в этом городе два дня.

В Сибиу я разговорился с американцем -- соседом по хостелу. Скажите, вы можете представить себе американца, который сам варит себе суп на кухне хостела? Оказывается, бывает и такое. Американец из города Лансинг, штат Мичиган; когда я ему сказал, что я из Украины, он спросил меня, из какого именно я города. Оказывается, в прошлом году он был в Украине, видел Киев, Львов и Одессу; Киев ему не очень понравился (дело было в феврале, было темно и холодно), а Одесса и Львов нравятся гораздо больше (мне тоже), но в итоге он добрался до Сибиу, зарабатывает преподаванием по методике Монтесори, освоил дорогу на продуктовый рынок (на пьяца Чибин в нижнем городе) и сам себе варит суп. Я спросил его, понимает ли он, что Львов и Сибиу в прошлом города одной и той же империи, австро-венгерской; оказалось, до моего наводящего вопроса не понимал, но теперь видит у этих городов некоторое родство.

(Вероятно, все вы встречали в классической литературе XIX века комический персонаж -- заезжего француза, у которого только и есть за душой что его французский язык, но у себя на родине одним только языком заработать он не мог и поэтому отправился в Россию pour être outchitel, не вполне понимая, что, собственно, слово учитель означает. Времена изменились, и теперь в таком положении оказываются некоторые молодые американцы со своим английским. Простите мне это отступление от темы).

На следующий день 19 октября с утра почти затемно я пришёл на вокзал и уехал из Сибиу местным (regio) поездом Сибиу -- Медиаш отправлением в 7:30. В интернете много писали об ужасах румынских местных поездов, но именно этот поезд, хоть и разрисованный снаружи граффити, внутри был столь же чистым и столь же удобным, как и международные поезда. Дорога из Сибиу в Медиаш взбирается в горы и довольно живописна, но стоял лёгкий туман, который, впрочем, быстро разошёлся. В 9 утра я был в Медиаше.

У меня в Медиаше было полтора часа между поездами; оказалось, что этого вполне достаточно. Исторический центр города, который и стóит смотреть, -- это круг радиусом в один квартал (а диаметром, соответственно, в два квартала), в центре которого городская площадь (короля Фердинанда) и оборонная церковь. Медиаш один из семи изначальных городов Трансильвании наряду с Сибиу, Сигишоарой и Брашовом, но при коммунистах его принялись превращать в индустриальный гигант, понастроили панельных домов и заводов, и в результате город сделался депрессивным.

Многое можно сказать о городе по его вокзалу. В Медиаше на вокзале нет электронного табло ближайших прибывающих и отправляющихся поездов. Есть только старомодное расписание из карточек, но оно неверное: мой поезд, согласно билету, отправлялся в 10:38 и так и отправился, а если бы я поверил расписанию на стене вокзала, то ожидал бы отправления в 10:22. Из всех многочисленных окошек вокзала работало только одно. Я поднялся на второй этаж в зальчик ожидания и обнаружил там на полу битые оконные стёкла. Даже и капучино в привокзальной забегаловке соответствовал депрессивному городу, хотя вообще-то в Румынии найти что-либо невкусное гораздо труднее, чем найти вкусное.

В 10:38 я сел в поезд IR347 Вена -- Бухарест, чтобы за полчаса проехать одну остановку и выйти в Сигишоаре (Шегешвар, Шессбург). Поезд, сколько помню, состоял из трёх сидячих вагонов. В Сигишоаре я забросил свой рюкзак в камеру хранения (она работала, но мой рюкзак был там первым в этот день! правда, когда пришло время забирать, оказалось, что там уже полно вещей) и отправился исследовать город.

Сигишоара город красивейший, индустриализации там не было, XX век добавил разве лишь несколько зданий за рекой, а так весь город сохранил свой исторический вид. Там можно с огромным удовольствием гулять 3 часа, и 4 часа, и даже, если там же и пообедать, то и 5 часов, но это и всё -- город маленький. Я прошёл все три уровня (нижний город, верхний город и школьную гору) и остался очень доволен увиденным. Ищите фотографии в интернете сами, их много,  у меня фотографии гораздо хуже имеющихся в открытом доступе -- я сильно близорукий.

Вечером того же 19 октября в 17:28 я сел в поезд IR1538 Клуж -- Бухарест и отправился в Брашов, поезд состоял из 3 сидячих вагонов, я проехал в нём одну остановку и в 20:11 был в Брашове. На сей раз вагон был разгорожен на сидячие купе, у меня было место в 6-местном купе, и, кроме меня, там сидел только один человек. Сперва я обстоятельно беседовал (по-английски) по телефону со своим квартирным хозяином в Брашове и получил от него нужные уточнения, так как заселяться мне предстояло поздно вечером, а мой попутчик усердно листал какую-то толстую книгу. Я закончил разговор, а мой попутчик решил отдохнуть от толстой книги; английским он не владел, но зато говорил по-французски; я тоже включил свой французский, и мы скоротали время за беседой. Мой попутчик был прокурор из города Клуж, он ехал в Бухарест, и на следующий день ему предстояло сдавать экзамен, вот поэтому и листал свою толстую книгу, что-то повторял перед экзаменом, в случае успеха он мог надеяться на повышение по службе. Между прочим, в молодости в школе, кроме французского, он учил и русский тоже, но всё забыл, и из всего русского языка у него в памяти удержалось только двустишие из школьного учебника: "Архитектор строит дом // Ручкой и карандашом", а вот французский помнил и мог на нём, хоть и с ошибками, говорить. Я ему немного рассказал о себе и о своём путешествии; он мне в ответ рассказал про своего внука, которому 14 лет и который мечтает стать программистом. Это был единственный случай за всю поездку, когда мне напрямую пригодилось знание французского. Но я был только в тех частях Румынии, которые прежде были Австро-Венгрией и, следовательно, наименее ориентированы на французскую культуру; возможно, в других районах страны знание этого языка распространено шире. Косвенно же французский мне был полезен постоянно -- благодаря общим корням половина слов в любом печатном тексте угадываются без перевода. А с русским всё именно так и есть: многие его учили когда-то давно в школе, но почти никто не может на нём поддерживать разговор.

(О других языках. Весь туристический бизнес говорит по-английски, но я встречал и людей, которые, кроме английского, владеют испанским и итальянским. В случае испанского это вчерашние румынские заробітчани, которые вернулись домой и решили вложить свои благоприобретённые деньги и умения в отельный или ресторанный бизнес; в случае итальянского это может быть ещё и след контактов австро-венгерских времён. Довольно распространено в Трансильвании знание немецкого по историческим причинам, но и немецких туристов тоже много. И очень часто встречаются билингвы, которые говорят романешть и унгуреск, и что тут поделаешь? Romaneşti nu vorbesc, magyar nem tudom... )

Итак, Брашов (он же Брашшо, он же Кронштадт, не путать с островом Котлин, он же при коммунистах назывался Орашул-Сталин, к счастью, недолго).
8 часов вечера, но фонари горят. Вечерний квест:
• найти автобусную остановку, а там 4 платформы для автобусов разных маршрутов;
• разобраться в расписании автобусов и увидеть, что мой автобус будет только через 40 минут;
• при помощи оффлайн-карты найти другой автобусный маршрут, который, правда не довозит одну остановку до цели, но зато отправляется через 15 минут, найти его платформу;
•  с помощью других пассажиров купить в автомате автобусный билет на 2 поездки (на одну не бывает);
• дождаться автобуса и сесть в него, с помощью других пассажиров разобраться, как компостируют автобусный билет;
• найти свою остановку ("почтовый сад") и выйти (водитель вслух остановки не объявляет, но в автобусе есть бегущая строка);
• найти, по какой улице идти, чтобы пройти ту одну остановку, которую я не доехал;
• дойти до этой самой остановки ("чёрная церковь");
• дойти до своей улицы, спросить у прохожих, та ли это улица;
• найти ворота своего дома;
• слева от ворот на стене дома, в соответствии с полученной инструкцией, найти хитрый ящичек на стене;
• ввести в ящичек цифровой код, присланный хозяином; ящичек открывается, и внутри -- мои ключи;
• меньшим из трёх ключей открыть ворота и войти во двор, там абсолютно темно, но с первым же шагом включается свет;
• найти свою лестницу, подняться по ней, вторым ключом открыть дверь своих апартаментов;
• и уже третий ключ -- от моей комнаты. Всё, квест пройден.
Апартаменты в данном случае -- это двухкомнатная квартира в старом городе, где я занимал одну комнату, а другую занимали две барышни из города Констанцы, которые приехали на выходные Брашов посмотреть и себя показать.

Я провёл в Брашове три дня и три ночи; я мог бы провести там неделю, я мог бы там провести и 10 дней. Старый город можно обойти за день (за меньшее время не получится); но над старым городом с одной стороны возвышается гора с Белой и Чёрной башнями, с другой стороны возвышается гора с зáмком (обойти его можно, а внутрь туристов не пускают -- кто-нибудь может сказать почему? что там внутри -- руины? военная база? vip-резиденция?), а с юга возвышается Гора с перепадом высот 960 м. И я попал туда на жёлтый лист, лес/парк был жёлтый и красный, ни одного дождя, температура воздуха ночью +8, а днём +22, все дорожки на горе сухие и легко проходимые -- красота! и погулять по горам можно было бы во много раз больше, а я себе спланировал на это слишком мало времени.

Один из трёх дней в Брашове я потратил на поездку за город: со Второго автовокзала пригородным автобусом уехал в Рыжнов (пишется Râşnov; он же Розенау), там на вершине горы средневековый зáмок, полуразрушенный, а на склонах горы лес, и он жёлтый и красный. Оттуда автобусом уехал в Бран, это позиционируется как "замок Дракулы"; ну, может, Влад Цепеш там пару раз и был, но это зáмок XIV века, который в XX веке между двумя войнами слегка реконструировали для короля и королевы, там хоть завтра можно принимать короля и королеву снова. Наберите в поисковике bran castle autumn, и вы представите себе то, что видел там я, только я был внутри кадра.

В интернете много писали про ужасы румынских автобусов, как там без предупреждения отменяются рейсы и не соблюдается расписание, подтверждаю: всё это правда. Когда пришло время возвращаться из замка Бран обратно в Брашов, рейсовый автобус тупо не пришёл, и пришлось ждать следующего, то есть вместо 15 минут я прождал 1 час 15 минут. Я скоротал это время за беседой с ещё одним туристом вроде меня, попавшим в ту же ловушку, мы говорили сперва об автобусах в Румынии, потом о том, что все туристы консультируют других туристов не хуже гидов-профессионалов, а потом я присмотрелся и спросил у собеседника, не из Греции ли он, и он подтвердил, что он, да, из Греции; он был очень удивлён тем, что я его просчитал, но я открыл ему тайну, как я его вычислил, открою и вам. Кто ещё, кроме грека, может возить с собой в прозрачном целлофановом кулёчке учебник английского языка, опознаваемый по английскому и американскому флажкам на обложке, и при этом на обложке, кроме флажков, ещё большими буквами написано: АГГЛІКА. Это грек, между прочим, рассказал, что когда он надумал ехать туристом в Румынию, он у себя в Греции обратился в туристическое бюро, и там с него взяли деньги и пообещали всё организовать, а потом деньги вернули обратно, сказав, что группа не набирается, и предложили ехать самому. Ну так он сам себе организовал поездку гораздо лучше, чем это сделала бы любое турбюро, и был вполне доволен всем увиденным, съеденным и выпитым (я тоже).

В замке Рыжнов первый раз за всю поездку видел русскоговорящих туристов, потом ещё видел в Бране две или три русскоговорящих семьи и одну в Брашове на вокзале. В замке Бран первый и единственный раз за всю поездку побачив україномовних туристів, то були три чоловіки, причому для двох з них українська мова була рідною, а третий старался изо всех сил.

Приходится признать, что румыны настолько довольны потоком туристов немецких, английских, американских, израильских, венгерских и т.п., что просто не утруждают себя рекламой своих туристических прелестей в странах с бедным и малоцивилизованным населением  вроде Греции, не говоря уже о. Ну вы меня поняли.

to be continued
Logged
_vs_
Active user

Posts: 1276


View Profile
« Reply #7 on: 10.11.19 , 12:11 »
Share Reply with quote

Почти в те же дни ездил через ВС, только на втором поезде со своими приколами. Менял деньги в том же банке еще до закрытия (вероятно, он работает до 19:00), а вот кофейней в стиле "привет из 90х" напротив вокзала воспользоваться не получилось — терминал был, но не работал. В целом же нужно писать отдельный отзыв:)
в странах с бедным и малоцивилизованным населением  вроде Греции
Вы были в Греции?
Logged
А.С.
Active user

Posts: 683


View Profile
« Reply #8 on: 10.11.19 , 15:11 »
Share Reply with quote

Мой отъезд из Брашова был намечен на 22 сентября на 20:53. В день отъезда я беседовал по телефону со своим квартирным хозяином, он меня спрашивал, до которого часа я освобождаю комнату; я сказал про свой поезд, сказал, что готов освободить комнату до часу дня, и спросил, а есть ли на вокзале камеры хранения. Мой квартирный хозяин подумал и ответил, что поскольку в этот день к нему никто не заселяется, то я могу занимать комнату сколько мне удобно, и это было для меня очень хорошо. На вокзале в Брашове я и в самом деле нигде не увидел никаких надписей про камеру хранения.

Уже потóм, по возвращении, я решил выяснить, что пишут в Интернете про камеру хранения на вокзале в Брашове, набрал в поисковике birou bagaje de mana Brasov, и на меня вывалились
(1) новостная статья http://www.bzb.ro/stire/serviciul-bagaje-in-mai-multe-gari-a75941, в которой брашовский журналист в 2014 году на _брашовском_ новостом портале сообщал об открытии камер хранения на вокзалах Сибиу, Сигишоары и Алба-Юлии, и, должно быть, когда он писал это, он сам недоумевал, почему в соседних городах можно, а в Брашове зась?
(2) официальный сайт румынских железных дорог https://www.cfrcalatori.ro/servicii-in-statiile-mari/, на котором перечислены все вокзалы и указано, какие услуги оказываются на каждом из них; камера хранения -- это Birou bagaje de mână, и в Брашове ничего подобного нет.

Вечером 22 сентября в 20:53 я сел в поезд, чтобы ехать в Сигету-Мармацией, в полной уверенности, что моё путешествие подходит к концу и впереди просто дорога домой. Поезд IRN1643 Бухарест -- Беклян-пе-Сомеш состоял из одного вагона для спанья (Т6) и трёх сидячих; мой вагон (Т6) считался беспересадочным вагоном Бухарест -- Сигету-Мармацией и на станции Беклян-пе-Сомеш перецеплялся к местному поезду RE4133 из города Деж в Сигету-Мармацией; прибытие на конечную станцию в 7:40 утра. Я улёгся на свою нижнюю полку, заснул и переприцепку в три часа ночи благополучно проспал. Вагон был почти заполнен, может, где-то пара свободных мест и оставалось.

Где-то между 5 и 6 часами в вагоне внезапно зажёгся свет, проводник принёс все билеты, в том числе и мой, и все мои попутчики в купе принялись собирать вещи и выходить. Я не придал этому никакого значения, рассудив, что они едут до какой-то промежуточной станции, а я-то до конечной, повернулся на другой бок и решил спать дальше. Примерно через час до меня дошло, что поезд всё это время стоял на месте. Я проснулся, прошёл вдоль вагона и обнаружил, что в вагоне я один! Пассажиров нет никого, проводника тоже, и электричество везде выключено, кроме туалетов. Я присветил себе мобильником, оделся, собрал вещи; за окном ночь и ничего не видно, и в вагоне я один.

Тут я обнаружил, что в соседнем вагоне горит свет. У них поезда не такие, как у нас, нет этих огромных межвагонных пространств, где человек поместиться может, задняя стенка одного вагона и передняя стенка следующего расположены весьма близко, и там ещё есть окошко, так что из одного вагона в другой можно заглянуть, и вот, я увидел, что в соседнем вагоне есть люди. Я на минуту успокоился, а потом до меня дошло, что это не пассажиры -- это две уборщицы, и они убирают вагон, как если бы пустой вагон стоял на конечной станции. Я открыл межвагонные двери и спросил их "это Сигету-Мармацией?" Они мне ответили "Да...Ой нет! Это Вишеу-де-Жос"

(До этого момента я ни про какое Вишеу не слышал и не представлял себе, где это, уже потом я нашёл его на карте. Если будете искать на карте, имейте в виду, что гораздо проще найти соседний более крупный городок Вишеу-де-Сус. Вишеу -- это название местной речки, Жос значит нижнее, а Сус -- верхнее).

Я попытался спросить у этих двух женщин, разве это не поезд на Сигету-Мармацией и когда мы туда прибудем, но они говорили только по-румынски и ничего мне объяснить не смогли.

Тем временем начало светать. Я увидел железнодорожника, идущего вдоль поезда, открыл вагон и опять принялся спрашивать про Сигету-Мармацией, даже и билет свой показал. Он тоже говорил только по-румынски, но, используя как можно больше интернациональных слов, сумел объяснить мне суть дела. Я забрал вещи, вышел из вагона, увидел здание вокзала Вишеу-де-Жос, пошёл туда и стал спрашивать в кассе; кассирша тоже говорила только по-румынски, но суть дела прояснилась.

Да, мой поезд был до Сигету-Мармацией, но он доехал только до Вишеу-де-Жос и дальше ехать не мог. До Сигету-Мармацией оставалось 60 километров, но туннель между этими станциями закрыт на ремонт и никакие поезда не ходят. Все поезда доезжают только до Вишеу-де-Жос, и к поезду подаётся стыковочный автобус. Я свой автобус проспал, но это не страшно -- в 10 утра будет следующий поезд (из Клужа) и к нему будет подан стыковочный автобус, так что к 12 дня я буду в Сигету-Мармацией, в автобусе мне достаточно будет предъявить свой билет на поезд и мой проезд будет бесплатный.

Всё замечательно, но я нервничал. Для меня ведь Сигет был не конец пути, я там планировал пересечь границу и в Солотвино в 14:30 сесть на киевский поезд, и я не мог заранее знать, сколько времени понадобится на пограничные формальности.  Тем временем рассвело, но стоял сильный туман. Все, кто был в горах, знают, чтó это за ощущение, когда на гору село облако, и ты внутри этого облака: очень сыро и очень холодно.

На привокзальную площадь приехала хлебовозка, водитель выгрузил из неё свежеиспеченные буханки в привокзальный магазинчик, и я решил наудачу его спросить про Сигету-Мармацией. Водитель хлебовозки, в отличие от железнодорожников, говорил по-английски, понял, чтó со мной произошло, и предложил довезти меня до трассы и по трассе до автобусной остановки, а там я или дождусь рейсового автобуса, или проголосую, и меня подберут. Я согласился, взгромоздился на переднее сидение фургона рядом с водителем, и мы поехали.

Вишеу-де-Жос -- это опрятное село в предгорьях, иные дома нарядные, с садами и виноградниками. За селом начинаются горы и серьёзный лес. От вокзала до трассы 1 километр, и по трассе до автобусной остановки ещё 1 километр, но, как это бывает в предгорьях, улицы образуют лабиринт, и я совершенно не уверен, что нашёл бы дорогу обратно от трассы к вокзалу! Тем временем утренний туман и ослабел. Автобуса на остановке я так и не дождался, хотя какая-то женщина из местных, которая тоже ждала там автобуса, успокаивала меня, говоря, что автобус останавливается аичь! здесь! и что автобус будет акум! прямо сейчас! Но где-то тридцатая или сороковая машина, проезжавшая мимо, подобрала меня, и я поехал дальше.

В машине ехали четыре человека, двое немолодых мужчин и две немолодых женщины, и меня взяли пятым. Я сказал, что не говорю по-румынски, никто из них не говорил ни на каком языке, кроме румынского. Меня спросили: Джермания? Унгария? Я ответил: Украина. Меня спросили: экскурсия? Я ответил: да. И дальше они беседовали между собой -- насколько я понял, о торговле со странами Евросоюза, об обещаниях политиков и о том, чтó из этих обещаний получается. Первое время дорога шла по долине и несколько раз пересеклась с железнодорожным полотном, так что я недоумевал, про какой такой тоннель мне говорили. Но потом дорога принялась подниматься в гору по серпантину, а на горе был лес, и лес был жёлтый и красный, и только кое-где на склонах ещё лежали белые пасмы тумана, а потом дорога серпантином же спустилась с горы в следующую долину. Расстояние от Вишеу до Сигета 60 километров, но на шоссе во многих местах установлено ограничение скорости 30 км/ч, и то я не знаю, удаётся ли им ездить по этому шоссе зимой хотя бы с такой скоростью!

Мы приехали в Сигету-Мармацией (Мармарошсигет, или Сигіт-Мармароський), водитель собрал со всех по 10 лей (я был готов заплатить и больше) и высадил нас всех в центре города, я сориентировался по оффлайн-карте и по табличкам с названиями улиц и в 10 утра уже уверенно шёл по улице, ведущей к мосту через Тису. Мост, соединяющий Сигет и Солотвино, -- это единственный пешеходный пункт перехода границы между Украиной и Румынией, он был открыт (восстановлен) при Ющенко и Бэсеску.

Румынский пограничник посмотрел мой паспорт, увидел, что я въехал через Викшань 10 дней назад, поставил в паспорт штампик, улыбнулся мне, сказал До побачення!, и я вступил на мост. Мост этот деревянный, считается, что он для пешеходов и для машин, но, пока я по нему шёл, ни одна машина там не ехала, навстречу мне по мосту шли три пешехода, а в сторону Украины никто не шёл и не ехал.

Украинский пограничник посмотрел мой паспорт, вручил мне бумажку с номерком как для нумерованной очереди и сказал "А я спочатку подумав, що Ви американець!" Я заржал в ответ, и только потом до меня дошла его мысль. С точки зрения пограничника, "наши люди" таким способом -- пешком с рюкзаком в одиночку через границу -- не путешествуют... На бумажке стоял номер 1, из чего я заключил, что я первый, кто в этот день идёт по этому мосту. Все пограничные формальности на румынской стороне заняли полминуты, на украинской -- две минуты, я мог не волноваться.

Итак, я попал в Солотвино. Но ёлки же палки! После опрятной Румынии -- после нарядной Румынии -- Солотвино это был контраст, это был почти что шок.

Прежде в Солотвино были соляные шахты и соледобыча.
Прежде в Солотвино были источники минеральной воды и озёра с минеральной водой.
И были санатории.
В результате неразумных действий местных властей источники минеральной воды ушли под землю, часть озёр ушли под землю, шахты затопило, санатории разорены.
Теперь в Солотвино есть:
руины,
пустыри,
пыль и грязь,
дороги как будто вчера была бомбёжка,
граждане, пьяные с утра,
граждане, пьющие водку с утра,
и граждане, давно забывшие про гигиену.
В общем, хорошо, что я не румын -- будь я румын, я бы неизбежно судил об Украине по первому впечатлению, а первым впечатлением было бы Солотвино! Другие города и сёла Закарпатья, которые я в тот же день, но позже, увидел из окна поезда, даже и близко не таковы, как Солотвино, они выглядят по крайней мере опрятными.

Я сориентировался по карте и притопал на станцию Солотвино. Но ёлки же палки! Станция есть, а перронов нет! Я зашёл внутрь вокзальчика -- что за ерунда? висит расписание поездов по станции Батево, а по своей станции Солотвино не висит! Я показал кассиру свой билет на киевский поезд отправлением 14:30 и в ответ услышал, что да, всё правильно, это и есть станция Солотвино, отсюда и должен отправляться поезд, но только идёт ремонт путей и никакие поезда до Солотвино не доезжают. Все поезда прибывают и отправляются со станции Солотвино-2. Будьте (так мне сказали) на вокзале в два часа дня, и будет стыковочный автобус, который доставит в Солотвино-2. Но так как между станциями не 60 км, а всё в пределах одного городка, то я предпочёл пройти пешком.

В Солотвино нашлось ровно одно действующее кафе, примерно 10 минут не доходя до станции Солотвино-2, у него вывеска на трёх языках: кафе cafenea kavezo, и там голодный непривередливый путник может найти комплексный обед за 60 грн.

Станция Солотвино-2 вообще не предназначена для обслуживания пассажиров, она грузовая, там нет ни билетной кассы, ни зала ожидания; временно её назначили на роль вокзала, но при этом даже не удосужились на свежем воздухе скамейки поставить. Сказать, что на этой станции есть платформы, значит очень сильно преувеличить. Когда я пришёл, там отстаивался львовский состав, чуть позже пришёл и киевский, я попросил у проводницы пустить меня в вагон задолго до времени посадки, и она согласилась, хоть это и против правил, но ведь заставлять пассажиров ждать на станции, где нет ни зала ожидания, ни даже скамеек на свежем воздухе, наверное, тоже против правил, да? Когда поезд отправился, в вагоне было 3 человека.

За те несколько часов, что я провёл в Солотвино, было сделано две попытки меня обокрасть. Дважды я обнаруживал, что самый наружный кармашек моего рюкзака расстёгнут. Но я туда ничего не клал, так что местные воры ничего не приобрели, кроме разве что острых ощущений. Ничего подобного не случалось ни до Солотвино, ни после.

Между прочим, вот вопрос, ответа на который я не знаю. Если с украинской и с румынской стороны границы так синхронно и так симметрично ремонтируют пути, это случайное совпадение или это подготовка чего-то хорошего? Может, кто-нибудь знает?

Проводница в вагон меня пустила, но проверить мой билет не могла -- сканер не работал, как я понял, не было связи с Киевом. Только когда поезд доехал до Берегова, вот там была связь, и там удалось проверить билет. На пути от Солотвино до Батево вагон потихоньку заполнялся, и к Батево был заполнен примерно на 3/4, ну а в Батево в 18:08 я вышел, тут была моя последняя пересадка.

Батево при советской власти называлось Узловое. Туристу там смотреть нечего, но пересадку там сделать можно. Там чисто, спокойно, и на вокзале и в городке, вечером горят фонари и на улицах, и на пешеходных дорожках; если с привокзальной площади пойти направо и пройти примерно 5 минут, то будет (кажется, единственное) кафе, где голодному путешественнику предложат лангош, почему-то с майонезом, или пиццу, столь же аутентичную, но вполне съедобную. Но у меня сложилось впечатление, что жители Батево сверяют часы по Будапешту, а не по Киеву. Не знаю, верное моё впечатление или нет.

Пришёл поезд 46 Ужгород - Лисичанск, я залез в свой вагон 4К на свою верхнюю полку, и за сутки мой поезд довёз меня до Харькова. Трамвай трамваем; больше половины пассажиров вышли по Киеву, но на их места сели новые люди. Большинство севших в Киеве ехали до Сум, и в Сумах опять сменилось полвагона пассажиров. В Харькове вышли почти все (и опять сели новые люди). В моём вагоне не было ни одного человека, который бы ехал полный маршрут. Говорят, такие были в соседнем вагоне. Проводники делали свою работу безукоризненно (думаю, в таком поезде это гораздо труднее, чем фирменном), в вагоне было чисто. Иные пассажиры ворчали, что в купе нет ковриков на полу, но, как по мне, это не важно.

Некоторые итоги:
• посетил 17 городов и сёл, считая и места пересадки, включая и Вишеу-де-Жос, о котором даже не слышал до поездки;
• проехал в 14 поездах по 14 билетам, но между поездами и билетами нет взаимно-однозначного соответствия -- один поезд был разбит на два билета, а в ещё одном билет не понадобился;
• из этих 14 поездов 5 были украинских и 9 румынских;
• из этих 14 билетов 11 были куплены предварительно через Интернет (4 украинских и 7 румынских);
• поездка продлилась 13 дней;
• провёл в поездке 12 ночей, в том числе 3 в украинских поездах, 3 в румынских поездах, 3 в апартаментах в Брашове и по одной в 3 других городах;
• и 7 автобусных поездок -- 4 по городу Брашову, 3 по пригородам Брашова.

Спасибо всем, кто дочитал до этого места.
Приношу свои извинения всем, кому наскучило раньше.
Если есть вопросы, отвечу, если смогу.
Logged
Megapups
Active user

Posts: 12435


View Profile
« Reply #9 on: 10.11.19 , 15:11 »
Share Reply with quote

Спасибо за интересный рассказ.
В Солотвине ресторанная жизнь сосредоточена около поселкового совета: я был в ресторане Селин, где неплохо отобедал. Как раз это по дороге от границы к вокзалу, почти у вокзала.
Logged
Tags:
Pages: [1] 2
Reply | Print
Jump to:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.8 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!