Railwayclub.info main
Welcome, Guest. Please login or register.
Did you miss your activation email?
22.06.18 , 18:06

Login with username, password and session length
Home | Help | Search | Login | Register | References | Blogs | Contact Information

railwayclub.info: train travel answers, travel deals

  discussion

    Retro

      Железные дороги Донбасса в Гражданской и Великой Отечественной войне

Pages: [1] 2 3 4
Print
Author Topic: Железные дороги Донбасса в Гражданской и Великой Отечественной войне  (Read 21572 times)
pabel
Active user

Posts: 3380


View Profile
« on: 15.09.09 , 22:09 »
Share

Как известно, Гражданская война стала звёздным часом бронепоездов и железнодорожных военных эшелонов. Причин такому повороту событий было много, но основныя из них - единая железнодорожная сеть в стране и отсутствие массового производства танков. Бронепоезд применялся в маневренной войне для прорыва фронта, реже - для обороны. Поскольку железнодорожная сеть в Донбассе была одной из самых густых в стране, концентрация бронепоездов на этом направлении (как красных, так и белых) уступала, пожалуй, лишь царицынскому.

Оговорюсь сразу, выношу на обсуждение не все, что прочитал, и что хотелось бы обсудить с шановною громадою. Информации много, но необходимо время на ее систематизацию.

I     Книга. А.И.Егоров. Разгром Деникина

В книге указаны основные пути сообщения, в т.ч. в Донбассе, используемые войсками А.Деникина для снабжения и эвакуации.
СНАБЖЕНИЕ
1. Железные дороги
- Елец – Купянск – Никитовка – Ростов с ответвлением Никитовка – Мариуполь
   коммуникационная
   протяженность 800 км
   от Кушина до Ростова – двухколейная
   средняя скорость 20-25 км/ч
   18-19 пар поездов в сутки по 37 (зимой – 32) вагона
   мосты, требующие охраны: Оскол, Красная, Донец, Крынка
- Славянск – Краматорская – Попасная – Миллерово
   протяженность 290 км
   одноколейная
   средняя скорость 21 км/ч
   9 пар поездов в сутки по 26 вагонов
   мосты, требующие охраны: Лугань, Донец, Деркул
- Славянск – Никитовка – Дебальцево – Лихая – Царицын
   протяженность 550 км
   за исключением участка Никитовка – Воропаново – одноколейная
   средняя скорость20-21 км/ч
   8 пар поездов в сутки по 40-42 вагона (на участке Воропаново – Царицын – 20 вагонов)
   мосты, требующие охраны: Донец, Калитва
- Дебальцево – Зверево
   протяженность 150 км
   часть пути двухколейная
   средняя скорость 21-22 км/ч
   14 пар поездов в сутки по 35 вагонов
- Брянск – Навля – Харьков – Лиман
   коммуникационная
   протяженность 610 км
   от Харькова до Лимана – двухколейная
2. Грунтовые дороги
- Елец – Нижнедевицк – Валуйки – Бахмут – Мариуполь
   протяженность 705 км
   основные мосты: Оскол, Донец
- Елец – Воронеж – Острогожск – Старобельск – Луганск – Колпаково – Таганрог
   протяженность 627 км
   основные мосты: Айдар, Донец
- Новосиль – Ливны – Тим – Короча – Белгород – Волчанск – Изюм – Гришино
   основные мосты: Волчья, Донец, Самара
- Чернигов – Ичня – Гадяч – Валки – Изюм – Славянск
   протяженность 613 км

Не указана железная дорога и грунтовые дороги киевского направления, хотя наступление на Киев так же велось.
Т.о., важнейшие узлы коммуникаций московского направления в Донбассе, по-Егорову, должны были находиться в Мариуполе, Никитовке, Дебальцево, Бахмуте, Славянске, Луганске. Изюме и... ст. Колпаково.

   ЭВАКУАЦИЯ
Железные дороги
- Изюм – Нырково – Ростов
- Лозовая – Славянск – Попасная – Дебальцево – Ростов
- Гришино – Иловайская – Ростов.
Предусматривались линии сопротивления вдоль железных дорог Бахмут – Попасная, Горловка – Дебальцево и Иловайская – А.-Леоново.


II     Бронепоезда

   Белогвардейские бронепоезда, участвующие в боевых действиях в Донбассе:
- «Белозерец»
- «Вперед за Родину» (Юзовка, февраль 1919)
- «Генерал Алексеев» (Юзовка, февраль 1919)
- «Генерал Дроздовский» (июнь 1919)
- «Генерал Корнилов» (Юзовка, март 1919)
- «Грозный» (июнь 1919)
- «Дмитрий Донской» (Юзовка, февраль 1919)
- «Единая Россия» (зима 1919)
- «Иоанн Калита» (март 1919)
- «Князь Пожарский» (март 1919)

   Бронепоезда Красной армии периода Гражданской войны, участвующие в бояевых действиях в Донбассе:
- № 2 «Победа или смерть» (ранее - № 1; 1919)
- № 3 «Власть Советам» (позже – «Центробронь» и «Буденный»; Дебальцево – Купянск, 1919)
- № 6 «Путиловцы им. тов. Ленина» (Дебальцево)
- № 33 «Черноморец» (Дебальцево, 1919)
- № 59 «Им. Свердлова» (Юзовка – Харьков, 1919)
- № 66 «Углекоп» (Попасная, 1919)
- № 71 «Им. Володарского» (в народе – «Ахтырец»; Красногоровка, 1919)
- № 152 «Молния» (Ясиноватая – Ворожба, 1919)
- б/н «1-й коммунистический им. Ленина»

(из разных источников)


Информация будет дополняться и уточняться. Прошу всех, кто владеет какой-либо информацией помочь с систематизацией данных.
« Last Edit: 17.09.09 , 23:09 by pabel » Logged
E_09
Active user

Posts: 7803


View Profile
« Reply #1 on: 15.09.09 , 22:09 »
Share

Спасибо, Паша! Очень интересная инфа! А нет ли источников по жд Донбасса во время оккупации в 1941-43гг?
Logged
pabel
Active user

Posts: 3380


View Profile
« Reply #2 on: 16.09.09 , 02:09 »
Share

Системной информации нет. Есть обрывки, так что лучше спросить о чем-либо конкретном. Вообще, ЖД в ВОВ - это тайна под семью печатями. Советские источники обнародовали жалкие обрывки военных будней ЖД, поскольку магистрали эксплуатировались оккупантами, а немцы военные архивы касательно оккупационного режима не спешат рассекречивать - "чтобы потомкам не было стыдно".

ЗЫ. В скором времени добавлю несколько наименований бронепоездов Гражданской - сегодня выложил текст двухдневной давности, чтобы у меня на компе не пропало. :)
Вообще, Гражданская придерживалась процентов на 70 железной дороги. Даже кавалерия Буденного и "банды Махно" во время рейдов и наступлений...
« Last Edit: 17.09.09 , 23:09 by pabel » Logged
L., Andrew
Active user

Posts: 541


View Profile
« Reply #3 on: 16.09.09 , 02:09 »
Share

Вообще, Гражданская придерживалась процентов на 70 железной дороги. Даже кавалерия Буденного и "банды Махно" во время рейдов и наступлений...
И Троцкий, разъезжавший по стране в своем штабном вагоне...  :)
А вообще - совершенно правильно. Чехословаки, например, вообще на железной дороге жили. В прямом смысле - "казармами" их были воинские эшелоны.
Logged
Владимир Д
Active user

Posts: 11315


View Profile
« Reply #4 on: 16.09.09 , 07:09 »
Share

Есть расписание на оккупированной территории  Вост.Украины за 1943 год
Logged
opex
Guest
« Reply #5 on: 16.09.09 , 18:09 »
Share

Бронепоезда-формачи :) именные :)
Logged
pabel
Active user

Posts: 3380


View Profile
« Reply #6 on: 16.09.09 , 18:09 »
Share

Есть расписание на оккупированной территории  Вост.Украины за 1943 год
Можно ознакомиться?

В декабре 1919 г. на Донбасс со стороны Валуек вели наступление красные бронепоезда:
№ 56 "Коммунар"
№ 82 "Смерть Директории"
"Красный кавалерист"
"Рабочий"

Близ ст. Сватово был захвачен белогвардейский бронепоезд "Атаман Каледин" (по другим данным - погиб в бою у ст. Раковка). Второй бронепоезд (не указан какОй) ушел на раз. Меловатка и начал обстрел ст. Сватово. Для нейтрализации огневой точки был со Сватово в сторону Меловатки пущен паровоз "на всех парах". Приблизительно так был протаранен белогвардейский бронепоезд "Единая Россия" махновским паровозом у ст. Софиевка.

Вообще, по России в Гражданской участвовали более 300 бронепоездов. Удалось узнать "фамилии" более 200 из них. Теперь остается восстанавливать боевые пути каждого ;)

Об эшелонах - отдельный разговор. В конце 1917 - середине 1918 гг. был вообще "эшелонный" период войны - боевые действия велись с привязкой к ЖД-сети примерно на 95, если не на 100 %. Первое крупномасштабное наступление без привязки к ЖД провели немцы - от Сватово через Старобельск на Чертково в конце апреля 1918 г. для блокирования Красной гвардии в Донбассе. Последние были вынуждены отступать из района Луганска не на Воронеж, а через Лихую на Царицын.
« Last Edit: 17.09.09 , 23:09 by pabel » Logged
E_09
Active user

Posts: 7803


View Profile
« Reply #7 on: 16.09.09 , 21:09 »
Share

Есть расписание на оккупированной территории  Вост.Украины за 1943 год
Можно ознакомиться?
+100! Это очень интересно!
Logged
pabel
Active user

Posts: 3380


View Profile
« Reply #8 on: 16.09.09 , 21:09 »
Share

Только учтите, что в Луганской области боевые действия начались в декабре 1942 г., в январе 1943 г. был взят Старобельск. В конце января развернуто наступление на Сватово, в начале февраля - на Харьков, Изюм, Краматорск/Артемовск, Луганск - Дебальцево, всередине февраля - на Красноармейск, Лозовую - Павлоград - Синельниково - Запорожье (советские войска находились в 20 км от города). Контрнаступление Манштейна остановило Советы и отбросило их до конца марта 1943 г. за Северский Донец и Миус. В июле-августе 1943 г. начались наступательные операции на саур-могильском и изюм-барвенковском направлениях, а в конце августа началась Донбасская наступательная операция советских войск. В августе 1943 г. был взят Харьков, и к концу года Советы подошли к Днепру.
Смотря на расписание 1943 г. следует так же вводить поправки на то, что Донбасс и Харьков были в прифронтовой полосе с военным управлением, а на Правобережье находились районы с гражданским оккупационным управлением.
А вообще, на расписание интересно взглянуть.
« Last Edit: 17.09.09 , 23:09 by pabel » Logged
Владимир Д
Active user

Posts: 11315


View Profile
« Reply #9 on: 16.09.09 , 21:09 »
Share

А оно на 42-43 год.
Logged
Tags: railway donbass 
Pages: [1] 2 3 4
Print
Jump to:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.8 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Page created in 0.129 seconds with 20 queries.
Google visited last this page 10.06.14 , 23:06