VB
Active user
Posts: 3709
View Profile
|
 |
« Reply #12 on: 17.09.09 , 19:09 » |
Share |
Хочу еще рассказать вкратце о некоторых бронепоездах белого движения, имеющим прямое отношение к Донбассу. На базе трофейных бронеплощадок, оставленых красными на левом берегу Кубани, был в Екатеринодаре в августе 1918 года сформирован легкий 4-й бронированый поезд, переименованый в ноябре того же года в "Офицер", вошедший в состав 2-го бронепоездного дивизиона. Он был оставлен в марте 1920 года у Новороссийска при эвакуации частей Добровольческой армии. Отличился на Донбассе 30 марта 1919 года в бою у станции Хацапетовка, захватив красный 2-й Сибирский бронепоезд (бывший бронепоезд N2 русской армии, который большевики подобрали в Одессе), несмотря на превосходство красных в вооружении. Метким огнем добровольцы из единого носового орудия вывели из строя паровоз и последнюю бронеплощадку красных. Началась паника и большевики разбежались, бросив свой бронепоезд. Из этого захваченого бронепоезда был сформирован легкий бронепоезд "Слава Офицеру", вошедший 22 апреля в состав 4-го бронепоездного дивизиона Добровольческой армии. Была добавлена дополнительная бронезащита в виде полубашен. Первый бой этот бронепоезд принял в июле 1919 года под Харьковом. Оставлен также у Новороссийска в марте 1920 года. История тесно связала "Офицер" с легким бронепоездом "Слава Кубани". Этот бронепоезд был сформирован в октябре 1919 года в Харькове в составе 10-го бронепоездного дивизиона, вступил в бой в ноябре у Синельниково. В марте 1920 года оставлен у станции Сиваш, а личный состав и материальная часть дали продолжение имени "Офицер", который был сформирован (возрожден) в Крыму в это время в составе 2-го бронепоездного дивизиона. Погиб этот бронепоезд в бою 29 октября 1920 года у станции Таганаш. Еще можно отметить роль Донбасса, а именно Луганска в постройке бронепоездов. Первый был построен в марте 1918 года большевиками, а через год было спешно построено еще 10 добровольческих деникинских. Вообще в разрезе Юга России очень сложно выделить Донбасс. Многое история умалчивает, особенно о победах Добровольческой армии. Ведь если бронепоезд сформирован в Екатеринославе или Харькове, а окончил свой славный путь в Новороссийске или близ Туапсе, то вряд ли он через Донбасс туристом ехал. Мало кто знает, что за независимость Украины сражались бронепоезда. Под флагом УНР были бронепоезда "Мазепа", "Сичевик", "Шидловский", "Вильна Украина" и другие. Были бронепоезда и у Грузии ("Республиканец"), Азербайджана несколько, не говоря о прибалтийских странах. Все это из книги "Крепости на колесах. История бронепоездов", автор И.Г.Дроговоз, которую взял с собой в командировку. Сканы из списками, если кто желает, будут позже.
|