Railwayclub.info main
Welcome, Guest. Please login or register.
Did you miss your activation email?
20.08.17 , 08:08

Login with username, password and session length
Home | Help | Search | Login | Register | References | Blogs | Contact Information

railwayclub.info: train travel answers, travel deals

  discussion

    Retro

      Красноармейск - Лозовая - транзит: Виртуальный музей

Pages: 1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 10
Print
Author Topic: Красноармейск - Лозовая - транзит: Виртуальный музей  (Read 60080 times)
pabel
Active user

Posts: 3339


View Profile
« Reply #40 on: 28.05.13 , 15:05 »
Share

Перепрыгиваем в 50-е г.г.: Строительство ж.д. Дубово - Доброполье (Мерцалово):

Приём шахтных подъездных путей по Донецкому региону на баланс Донецкой железной дороги проходил в течение 1960-1964 г.г. Касательно путей, примыкающих к Красноармейскому узлу и станциям направления Красноармейск – Доброполье, их приём был произведен в 1960 г. Одновременно, в 1957-1963 г.г. строилась железная дорога Дубово – Доброполье (Мерцалово), с открытием которой железнодорожный узел в Красноармейском стал полноценным (до появления «сквозного» хода в Харьковском направлении, Красноармейск был, по-сути, местной развязкой на направлении Донбасс – Кривбасс). Открытие грузового движения на направлении Лозовая – Красноармейское стало одним из условий создания грузового обхода перегруженного тогда железнодорожного узла в Славянске, а также рационального распределения угля, часть которого из и Западного Донбасса вывозилась в Московском направлении. В 1964 г. Донецкая железная дорога приняла на свой баланс последний подъездной путь на Красноармейско-Лозовском направлении – от ст. Золотые Пруды (Александровка) к районной нефтебазе. Об этом – по-порядку…

Строительство железной дороги Дубово – Доброполье (Мерцалово), соединившей два грузонапряжённых и пассажироёмких железнодорожных узла в Лозовой и Красноармейском, было, одновременно, и финальным аккордом в деле составления и обсуждения альтернативных проектов новых железнодорожных выходов из Донбасса, дебаты по которым шли, начиная с 1900 г., и удачным примером сотрудничества различных подразделений народно-хозяй-ственного комплекса нашей страны. Касательно последнего, с 1954 г. отвод под подъездные пути в северном направлении от ст. Доброполье (шахта № 17/18 им. РККА) и Мерцалово числился за трестом «Красноармейскуголь», реструктуризация которого была намечена на начало 60-х г.г. Однако, трест был не в состоянии выполнять работу, не являвшуюся его прямой обязанностью, - что также подталкивало руководство ускорить реструктуризацию. С 1957 г. железную дорогу от Дубово в направлении Доброполья и Мерцалово строили железнодорожные войска (военная часть, ответственная за данную работу, находилась в Барвенково) с участием треста «Донбасстрансстрой» и железнодорожников Красноармейской дистанции пути. Однако, до 1962 г. отвод и железнодо-рожное полотно на данных направлениях оставалось за «Красноармейскуглём».

В связи с этим, вспоминается один почти анекдотический случай. В 1957 г. трест «Красноармейскуголь» получил землю под строительство железной дороги Дубово – Доброполье. В полосу отвода попал жилой дом гражданина К-ша, жителя с. Степановка, с пристройками и фруктовым садом. Поскольку он располагался вблизи 15-метровой железнодорожной насыпи, где ожидалось оживлённое движение грузовых поездов, дальнейшее проживание в нём не представлялось возможным. Были поданы заявления на снос и получение соответствующей компенсации в Андреевский райсовет (которому тогда подчинялась Степановка) и трест «Красноармейскуголь». Однако, когда приступили к строительству соответствующего участка пути, райцентр переехал в Александровку, а полосу отвода передали Донецкой железной дороге, и необходимые заявления затерялись. При обращении в отделение Госбанка с соответствующими заявлениями, в компенсации хозяевам дома было отказано в связи с тем, что согласно проектной документации дом к сносу не предназначался. В связи с создавшейся ситуацией, в дела вмешался Александровский сельсовет, где была создана комиссия по оценке домостроений и сада, и в конце-концов, хозяевам выплатили компенсацию ок. 4,3 тыс. рублей за счёт Донецкой железной дороги.

При строительстве железной дороги шло отчуждение земель под неё за счёт колхозов, сельсоветов и т.д. Так, по Александровскому району на время строительства железной дороги Дубово – Доброполье (Мерцалово) было отчуждено более 420 га земли, по Добропольскому – почти 100 га, - в пользу треста «Красноармейскуголь». С выделением земли на отвод под новую железную дорогу, началось и отселение жителей из полосы отчуждения. Так, в связи с изменениями в проектной документации, в районе с. Новоалександровка Александровского района направление трассы строящейся железной дороги было изменено, и в полосу отвода попали три жилых дома, которые были снесены, а хозяевам была выплачена компенса-ция в размере 1,4-1,7 тыс. руб.

Касательно трассы коренного участка железной дороги в Красноармейско-Лозовском направлении, - Дубово – Мерцалово, в плане схожести конфигурации его трассы с наиболее «близкими» дореволюционными проектами, можно сказать следующее. Общий километраж участка – 67 км между конечными пунктами, на 2,5 км короче трассы проектируемой в данном направлении железной дороги Золотой Колодезь – Малиновка (проект 1915-1916 г.г. общества Токмакской железной дороги) и на 0,5 км длиннее трассы соответствующего Руднично-Лозовской железной дороги (проект 1901-1902 г.г., составленный инженером И.П.Табурно). Однако, по сравнению с последней трассой, строительство участка было удешевлено путём исключения дополнительного моста через р. Водяная в районе Петровки-I и обхода села Степановки и райцентра Александровки с востока (первый проект предусматривал обход Степановки и Александровки с запада). Касательно моста через р. Самара на участке между Петровкой-I и Александровкой, последний строился вплоть до 1963 г., - до открытия постоянного грузового и пассажирского сообщения на направлении.

На направлении Дубово – Мерцалово были открыты две станции и два разъезда. Разъезд № 1 Ветерок, что в 13 км от ст. Дубово, должен был обслуживать население (имелась пассажирская платформа) и колхозы (погрузочно-выгрузочный тупик) бывшего Новоалександровского сельсовета (с 1960 г. сёла и хутора последнего были подчинены Никольскому сельсовету), а также обеспечивать разминовку тяжеловесных грузовых составов, гружёных углём и хлебом (следующих в северном направлении), с порожними (следующих в южном направлении; для этой цели, на разъезде были использованы удлинённые станционные пути). В документах Александровского сельсовета упоминается также «народное» название раздельного пункта – «Елизаветовка» (по наименованию ближайшего к полустанку села).

Станция Золотые Пруды (разъезд № 2) по проекту именовалась так, как и следовало бы назвать станцию, пользуясь логикой и здравым смыслом – Александровка. В своё время, Александровский райсовет ходатайствовал о переименовании данной станции в «Дружбу». «Главные железнодорожные ворота Александровского района» - станция Легендарная (разъезд № 3) – по проекту именовалась Степановкой, хотя в архивах Александровского райсовета остались «народные» названия станции, а также наименования, о присвоении которых в своё время ходатайствовал Александровский райсовет: «Иверская», «Новодонецкая», «Гидрорудник» (к станции примыкали подъездные пути гидрошахт «Пионер» и «Красноармейская» № 2). В документации Донецкой железной дороги указано ещё одно наименование станции – «Широкая». И, наконец, разъезд № 4 Кутузово, ныне известный под названием «Облачный», до 1963 г. носил название ближайшего села – Кутузовки.

Как видим, процесс присвоения наименований раздельным пунктам на-правления был весьма продолжительным – до середины 60-х г.г. Кроме пассажирских платформ на станциях и разъездах направления Дубово – Мерцалово, платформы (плиты-пустотки или высокие бордюры по периметру с засыпкой внутри граншлаком) сооружались у больших сёл: Александровка (26 км; платформа и остановочный павильон построены в 1965 г.), Степановка (41 км), Весёлая Гора (46 км), Нововодяное (51 км) и т.д. Шла подготовка направления к скорому открытию на последнем пассажирского сообщения…
Logged
pabel
Active user

Posts: 3339


View Profile
« Reply #41 on: 28.05.13 , 15:05 »
Share

Начало 60-х г.г.: Горячая пора для путейцев:

Выполнение Донецкой железной дорогой взятых на себя обязательств перед угольщиками о приёме на баланс структуры Министерства путей сообщения шахтных подъездных путей на территории Красноармейского, Доб-ропольского и Александровского районов проходило одновременно со строительством новых железных дорог в Западном Донбассе. Одна из статей того времени в ведомственной газете «Железнодорожник Донбасса», посвящённая приёму путей треста «Красноармейскуголь» на баланс Донецкой железной дороги, называется «Горячая пора у путейцев». Некоторые подъездные пути находились в состоянии, не обеспечивавшем бесперебойный график движения поездов, безопасное курсирование грузовых составов, работу путевых и станционных рабочих соответствующих околотков угольного треста.

В 1960 – 1964 г.г. на баланс Ясиноватского отделения Донецкой железной дороги было принято 124 км подъезлных путей, примыкающих к ст. Красноармейское, Чунишино, Гродовка, Родинская, Доброполье, - ранее принадлежавших реорганизуемому тресту «Красноармейскуголь», а также паровозное и вагонное депо угольного треста. В 1964 г. на баланс Донецкой железной дороги принят подъездной путь нефтебазы (0,6 км) в районе ст. Золотые Пруды на недавно открытом участке Дубово – Доброполье (Мерцалово), и этим в Западном Донбассе закончили передачу ведомственных подъездных путей в структуру Министерства путей сообщения. Технология работы подъездных путей и ст. Красноармейское, после приёма первых на баланс железной дороги, была разработана в Центральном научно-исследовательском институте Министерства путей сообщения. В основе такой работы лежали: ликвидация непроизводительных операций, диспетчерское руководство формированием и расформированием поездов, перераспределение обработки вагонов между парками станций, подъездными путями, грузовыми пунктами.

Ясиноватское отделение Донецкой железной дороги приняло на баланс подъездные пути 4 шахт треста «Красноармейскуголь», примыкающих к ст. Красноармейское, которые до перевода на баланс дороги обслуживались 4 паровозами треста; кроме того, для осуществления маневровых операций, связанных с обслуживанием данных шахт, на станции работали 5 маневровых паровозов железной дороги. В депо треста, находящемся на станции шахты № 1 «Центральная», производился необходимый ремонт паровозов. В результате оприходования подъездных путей треста, границы ст. Красноармейское отодвинулись на 10 км, в распоряжение станции перешёл обменный парк треста. Депо треста было закрыто за ненадобностью. Отпала необходимость в строительстве обменной станции Красноармейское-II стоимостью в 200 тыс. руб. Но это были ещё «цветочки»: требовалось срочное обустройство линейно-путевой связи на участке Красноармейское – Доброполье с подключением к этой связи объектов, принятых от погрузочно-транспортного управления

Манёвры по ст. Родинская осуществляли 2 маневровых паровоза Донецкой дороги; паровозы дороги и обслуживали шахты треста, подъездные пути которых примыкали к станции, за исключением шахты «Краснолиманская», которую обслуживал собственный паровоз треста. По ст. Доброполье примыкали подъездные пути 5 действующих, 1 строящейся шахт, а также 1 обогатительной фабрики, которые обслуживались исключительно паровозами дороги; на станции работали 3 маневровых паровоза дороги. Кроме того, до перевода подъездных путей и подвижного состава треста на баланс дороги, на участке Доброполье – Красноармейское работали 3 вывозных паровоза. Для координации работы Красноармейского узла с погрузкой угля на шахтных станциях, Красноармейское, Родинская, Мерцалово и Доброполье были объединены в единый куст под оперативным руководством узлового диспетчера, составлялись согласованные графики погрузки, подачи вагонов и пр. Время простоя вагонов на шахтах было существенно (на 1,8 часа) уменьшено.

После приёма подъездных путей, подвижного состава и прочего имущества треста «Красноармейскуголь», удалось высвободить 3 паровоза и 70 человек. В результате, по ст. Красноармейское и на подъездных путях осталось работать 7 маневровых паровозов, по ст. Родинская – 3 маневровых паровоза, по ст. Доброполье – 4 маневровых паровоза; на участке Доброполье – Красноармейск – 2 вывозных паровоза. Железная дорога приняла 45 вагонов треста, 19 из которых сразу же были списаны по причине износа. По ст. Доброполье была организована заправка паровозов водой из цистерны (до приёма имущества треста, заправка производилась лишь по Красноармейскому), для чего была восстановлена линия водоснабжения и колонка. Постанционная связь на направлении Доброполье – Степановка (Легендарная) была продлена до шахты № 3 «Доброполье» («Белозёрская»), а на участке Доброполье – Мерцалово – построена и введена в эксплуатацию релейная полуавтоматическая блокировка. В течение первых 5 лет, полуавтоблокировка появилась на подъездных путях, примыкающих к ст. Красноармейск, Родинская; на участке Доброполье – Степановка применялись: электрожезловая система – до шахты № 3 «Доброполье», и маневровый порядок подачи вагонов – до Степановки.

Насколько сложно было приводить в надлежащее состояние принимае-мые подъездные пути, указывает, например, «Пояснительная записка к акту приёмки-сдачи подъездных путей погрузочно-транспортного управления треста «Красноармейскуголь» от 28.01.1961 г. Вышеуказанные подъездные пути включались в состав 9-й Красноармейской дистанции пути. По продольному профилю – это 44,8 км прямолинейных участков в плане, и 19,8 км кривых радиусом 0,15-2 км. Скорость и весовая норма поездов на некоторых участках были занижены в результате максимального уклона пути 20 ‰ (при допустимом на неэлектрифицированных железных дорогах – 12 ‰); для приведения показателей в норму требовалось смягчение профиля и уширение земляного полотна для увеличения радиуса кривых. Земляное полотно общей протяжённостью 4,9 км, а также искусственные сооружения на некоторых участках подъездных путей были подвергнуты шахтной подработке, и требовали комплексного оздоровления, а также усиления надзора за их эксплуатацией, чем должна была заниматься вновь создаваемая комплексная бригада (бригадир и 8 рабочих). Приводится список «больных» участков пути и искусственных сооружений треста на направлении Красноармейское – Лозовая.

Это: 0,5 км пути на 2 км перегона ст. Родинская – шахта «Родинская» № 2 (территория г. Родинское); 0,6 км пути на стрелочной улице и 1 км перегона шахта Краснолиманская – пост (северо-восточнее г. Родинское); мост в 1 км от шахты «Краснолиманская» (северо-восточнее г. Родинское); 0,3 км пути – станционный путь № 8 шахты «Водяная» № 1 (к западу от района г. Родинское, Белицкое); 0,5 км пути на стрелочной улице путей шахты № 17-18 им. РККА (ныне – парк Лунная, г. Доброполье); 0,4 км пути на 10 км перегона ст. Доброполье – шахта № 3 «Доброполье» (северо-восточнее Святогоровки); 0,2 км пути на 1 км перегона шахта № 3 «Доброполье» - шахта № 1-4 «Гнилушанская» (район г. Белозёрское); железобетонная труба на 1 км перегона шахта № 3 «Доброполье» - шахта № 1-4 «Гнилушанская» (район г. Белозёрское). Из искусственных сооружений 7 мостов признаны дефектными. Из них – 2 моста на перегона ст. Доброполье – шахта № 3 «Доброполье» (коррозия пролётных строений). Требовалась срочная замена дефектных мостов на железобетонные трубы. На перегоне ст. Родинская – шахта «Водяная» № 1 шесть мостов были выполнены некачественно: присутствовали трещины стенок боковых устоев, отрыв кордонных камней. Требовался капитальный ремонт. Вышеупомянутый мост в районе шахты «Краснолиманская» был построен с отклонением оси моста от оси пути на 30 см. Вследствие подверженности моста шахтным подработкам, после обрушения почвы на 60-80 см путь деформировался и прекратился пропуск составов. Требовалась замена моста на железобетонную трубу.

Согласно действующим правилам, в связи с достаточно большой периодичностью курсирования автомашин и поездов на участках подъезд-ных путей треста, 8 неохраняемых переездов были переведены в охраняемые. Среди них: на 3 км перегона ст. Родинская – шахта «Водяная» № 2 (г. Родинское, 6 поездов и 70 автобусов); на 2 км перегона шахта XXI Съезда КПСС – ст. Родинская (г. Белицкое, 4 поезда, 243 автобуса); на 2 км перегона шахта Краснолиманская – ст. Родинская (г. Родинское, 22 поезда, 288 автобусов); 3 км перегона шахта № 3 «Доброполье» - шахта «Гнилушанская» № 1 «бис» (г. Белозёрское, 4 поезда, 77 автобусов).

Только в 1960 г. Красноармиейская дистанция пути приняла 7 околотков путей погрузочно-транспортного управления общей протяжённостью 115 км, из них 50 км – станционные пути, места погрузки и очистки вагонов на которых были засорены, в результате чего образовались негабаритные места, и это угрожало безопасности движения поездов и обслуживания шахтных станций. На расчистку путей был затребован кран ПК6 с двумя четырёхосными платформами и мотовоз МК. Для контроля состояния пути и рельсового хозяйства требовались 2 дефектоскопа РДП и МРД, кран АГМ, 2 автомашины и 3 дрезины ТД-5…
« Last Edit: 28.05.13 , 15:05 by pabel » Logged
posmityuha Vlad UZ
User

Posts: 76


View Profile
« Reply #42 on: 23.08.13 , 18:08 »
Share

 Є ІНФОРМАЦІЯ ЩО У 1979 році по вказівці 13 разів їздив поїзд № 946 Горлівка-Москва ч/з Мерцалове,Добропілля,Харків,Готню,Льгов
Logged
pabel
Active user

Posts: 3339


View Profile
« Reply #43 on: 02.09.13 , 17:09 »
Share

Мені навіть один товариш телефонував, і говорив, що у 80-ті р.р. були потяги Добропілля - Кабул :) Ніякої конкретики, - були - і баста)))
Logged
posmityuha Vlad UZ
User

Posts: 76


View Profile
« Reply #44 on: 02.09.13 , 20:09 »
Share

Мені навіть один товариш телефонував, і говорив, що у 80-ті р.р. були потяги Добропілля - Кабул :) Ніякої конкретики, - були - і баста)))

Це сарказм?
Logged
logist
Co-moderators
Active user

Posts: 10721


View Profile
« Reply #45 on: 03.09.13 , 09:09 »
Share

Це сарказм?
Ні, це з офіційного розкладу, що зберігся, його можна побачити у Київі, біля центрального вокзалу, в ТЦ Полісся, воно висить в закладі на останньому поверху.
Logged
pabel
Active user

Posts: 3339


View Profile
« Reply #46 on: 03.09.13 , 10:09 »
Share

Я так зрозумів, воно продається?
А мій попередній комент - це ніякий не сарказм, - просте і логічне бажання знайти джерело інформації. Здається, мені вже допомогли в цьому ;)
Logged
pabel
Active user

Posts: 3339


View Profile
« Reply #47 on: 03.09.13 , 10:09 »
Share

Oдна із втрачених перспектив розвитку нині закритої станції Вітерець напряму Дубове - Мерцалове – це можливість бурхливого розвитку екологічного туризму, в т.ч. на території Новоолександрівської сільради. Парадокс у сфері сільського туризму Олександрівщини полягає в тому, що на рівні району туристичні маршрути створено, але нормального рейсового транспорту в цих місцях немає! Оскільки в Новоолександрівці та Єлизаветівці агросадиб (основної компоненти цього різновиду туризму) немає, - господарі не зустрічають на станції Гаврилівка агротуристів, і ніхто там не пропонує тури заповідними урочищами (як і місцями бойової слави) на півночі Олександрівського району. Але їх в середині 90-х р.р. було створено досить багато, і там є що подивитися!
Урочище «Широкий ліс» являє собою відновлений штучною посадкою ясеня байрачний лісовий масив у балці системи Сухого Торця. Сусідній «Довгенький ліс» - також байрачний лісовий масив у балці системи Сухого Торця, обрамлений степовими ділянками. Обидва ліси знаходяться у 2-3 км східніше Новоолександрівки і тягнуться в напрямі Варварівки. Друга «точка» екотуризма – степова, і знаходиться в районі с. Зелене. Це ботанічний заказник «Казанок» на північний схід від села, де зберіглася смуга неторканої рослинності в глибокій балці, схили якої нагадують казанок. Це урочища на південний захід від села – «Колодязне» і «Кохане»; в останньому, за народними переказами, любили відпочівати закохані. В районі села також знаходиться смуга неторканої рослинності в неглибокій балці, яка носить назву «Зелене поле». І врешті-решт, в районі сусіднього села Новопригоже – урочище «Балка Зелена» - фрагмент дикої рослинності в системі балок струмка Зелений, притоку р. Самара. Хтось підкаже, яким чином можна туди з’їздити так, щоб вранці виїхати рейсовим транспортом, - нехай навіть не з облцентру Донецька, а з райцентра Олександрівки? Навіть не потягами, а автобусами!..
Logged
posmityuha Vlad UZ
User

Posts: 76


View Profile
« Reply #48 on: 14.09.13 , 12:09 »
Share

Якось буду в Києві зайду туди в Полісся,це здається там де ресторан "Дрова"?. 

А ділянка би дійсно була перспективною.У мене навіть є інформація що при часів Кірпи мали готувати і модернізувати цю ділянку,а потім коли він напревеликий жаль загинув все заглухло.При тому що Добропілля велике місто(ну не зовсім щоб така як Київ чи Вінниця,але всерівно).Був узимку у відрядженні в Дебальцеве 2 тижні і зганяв у Добропілля.Повезло поспілкуватись з ДСП Добропілля.Взагалі Добропілля було гарне місто,функціонувала залізниця,працювало тролейбусне управління а зараз ні те ні се.Так само як і Жмеринка (( Якби я був начальником Укрзалізниці я би електрифікував ділянку Красноармійськ-Мерцалове і далі на Лозову ч/з Добропілля,Лунну і ч/з Облачний.Запустив би ці кляті Хюндаї ч/з Облачний і наші Крюківські експреси.Ч/з Добропілля пустив би 37/38 "Донбас" Донецьк-Київ,83/84 "Азов" Маріуполь-Київ.Пустив би електропоїзди підвищеної комфорності Добропілля-Харків та Добропілля-Луганськ. Мені якось сон наснився нібито я басу вагон Добропілля-Адлер )
Logged
Utopist
Active user

Posts: 2106


View Profile
« Reply #49 on: 14.09.13 , 14:09 »
Share

У Хундаев и сейчас неплохой маршрут. Да, через Мерцалово было бы быстрее, но в Славянске+Краматорске+Константиновке в него садится немало пассажиров. И ради этих пассажиров можно сделать крюк 30 км. Поэтому у ветки Мерцалово - Дубово перспектив практически нет. Хотя какой-нибудь пригород там бы не помешал - и для подвоза людей из Красноармейска в Лозовую, и для связи пгтшек с Красноармейском.
Logged
Tags: transitive museum krasnoarmeysk 
Pages: 1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 10
Print
Jump to:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.8 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Page created in 0.165 seconds with 20 queries.
Google visited last this page 16.01.14 , 04:01