Railwayclub.info main
Welcome, Guest. Please login or register.
Did you miss your activation email?
18.11.18 , 20:11

Login with username, password and session length
Home | Help | Search | Login | Register | References | Blogs | Contact Information

railwayclub.info: train travel answers, travel deals

  discussion

    Retro

      Гришино - Ровно

Pages: [1]
Print
Author Topic: Гришино - Ровно  (Read 8177 times)
pabel
Active user

Posts: 3389


View Profile
« on: 28.09.11 , 14:09 »
Share

Тема уже обсуждалась в параллельной ветке, однако ветка и обсуждение уже больше года в состоянии анабиоза, а жизнь не стоИт на месте. Более того, удалось сделать небольшой обзор состояния вопроса.

***
Знаменитая линия Гришино – Ровно – Кельцы была призвана обеспечить кратчайший выход донбасскому углю в Правобережную Украину и Центральную Европу, а также разгрузить участки Полтава – Киев и Екатеринослав – Знаменка. Железная дорога строилась за счёт казны; в своё время рассматривались варианты ответвлений от данной дороги по Гришино на Рутченково, а также Никитовку или Константиновку. В качестве альтернативы предлагалась линия в данном направлении от ст.Лозовая Южных железных дорог, концессией на строительство которой располагало общество Южно-Русской дороги, однако в связи с тем, что последняя не обеспечивала кратчайший выход в Европу и её трасса местами проходила по пересечённой местности, остановились на варианте выхода из Донбасса по ст.Гришино.
Было решено строить железную дорогу Гришино – Золотоноша – Ровно через Павлоград, Новомосковск, Кобеляки, Золотоношу, Канев, Житомир, Новоград-Волынский. Линия была задумана как транзитная, а также как местная – должна была дать толчок к развитию угледобычи в Западном Донбассе и городов, через которые должна была пройти. На часть данного направления (Гришино – Павлоград – Полтава) в 1913г. претендовало общество Рудничной железной дороги, однако было решено строить данную дорогу за казённый счёт на всей её протяжённости. Законопроект о строительстве дороги был издан в апреле 1914г.; работы по строительству дороги от Гришино до Ровно начались уже в июне с перспективой окончания строительства в 1917г., но в связи в начавшейся Первой Мировой войной велись неритмично, возникали проблемы с финансированием.
Протяжённость строящейся дороги от Гришино до Ровно – 873 версты, стоимость проекта – 112,2 млн. руб. (министр путей сообщения требовал 120,6 млн. руб.) с кредитом на начало строительства в 1 млн. руб. Деньги на строительство должны были отпускаться по сметам по мере надобности. Пропускная способность строящейся линии – 20 пар поездов, из них 3 – пассажирских. Главный инженер строительства – В.А.Розанов. Последний, сославшись на стратегические цели государства в разгоревшейся войне, добился возобновления финансирования проекта, и осенью 1915г. строительные работы возобновились в требуемых объёмах.
Управление строящейся дороги находилось в Харькове, каждый строительный участок составлял 100 вёрст, и делился на 3 дистанции. Строительство продолжалось до 1918г., - даже во время немецкого военного присутствия на Украине. Министр транспорта гетманата Украины В.Бутенко выделил на окончание строительства железной дороги 40 млн. руб. В июле 1918г. Совет Министров при гетмане утвердил кредит на окончание строительства дороги размером 27 млн. руб. К ноябрю 1918г. объём выделенных на строительство средств был израсходован на треть. Вдоль линии закончили возведение насыпей, соорудили все малые мосты, устои и быки средних мостов, проложена телеграфная линия, построены домики, казармы и полуказармы для железнодорожников. Однако, ни одной версты рельса, ни одной металлоконструкции мостов не установили. Если брать район Гришино, то был полностью готов к укладке пути участок от Гришино до Славянки.
Существует легенда, что данное строительство было проклято одним из стариков, над которым насмеялись железнодорожники. Старик оказался местным колдуном, и сказал, что работа строителей напрасная, что будет две войны – и дорогу не построят, и лишь после третьей построят! Неизвестно, насколько этот пересказ соответствует действительности, однако прошло две мировые войны, а дорога оказалась недостроенной. Остались лишь однопутные участки локального значения. Благодаря тому, что основной объём работ, предшествующий укладке пути, был закончен до «грозного девятнадцатого», в 1921г. был сдан в эксплуатацию участок линии Новомосковск – Палоград. В 1935-1937гг. был сдан участок от Постышево (бывшая станция Гришино) до Павлограда, однако разгорелась Великая Отечественная война, и при отступлении советских войск в 1941г., и немецких - в 1943г., линия была полностью выведена из строя, и восстановлена лишь к 1957-1959гг.
От Новомосковска до Канева строительство велось до 1941г., был построен мост через Днепр в районе Канева (выведен из строя отступающими немецкими войсками в 1943г.) и практически завершён участок Золотоноша – Мироновка (ныне действует лишь путь от Золотоноши до Ляплево). В 1934-1936гг. велись разговоры о строительстве участка Новомосковск – Ганновка, но без заметных результатов. После Великой Отечественной войны вплоть до смерти И.Сталина в 1953г. строительные работы продолжались, однако впоследствие были заброшены. Правда, на разных недостроенных участках полоса отвода под железную дорогу существовала до 70-80-х гг. В целом, дорога так и осталась фантомом, хотя возможная в ближайшем будущем перегруженность участка Ясиноватая – Чаплино – Днепропетровск, с учётом перевода на неё грузового транзита в киевском направлении, требует строительства участков, недостроенных после двух Мировых войн…
« Last Edit: 28.09.11 , 14:09 by pabel » Logged
mikle20
Active user

Posts: 1371


View Profile
« Reply #1 on: 28.09.11 , 16:09 »
Share

Я слышал, что от Мироновки до Золотоноши дорога действовала и ходили пассажирские поезда. После войны мост через Днепр стал автомобильным с одной реверсивной полосой, где направоения потока машин регулировали ГАИшники и он просуществовал до 1972 года, когда достроили Каневскую ГЭС.
Интересно, по каким причинам после войны участок не восстанавливался?
Logged
pabel
Active user

Posts: 3389


View Profile
« Reply #2 on: 28.09.11 , 16:09 »
Share

Касательно Канева:
http://www.everyday.in.ua/?p=1699
http://metrobuildivec.livejournal.com/11188.html
Новоград-Волынский:
http://www.via-regia.org/bibliothek/pdf/Vitrenko.Transport.formatiert.pdf
Золотонша: фрагмент, рассказывающий о строительстве ж.д.:
http://www.rp-net.ru/pdf/getpdf.php?file=/pdf/vmb/Ingener.pdf

Находил в сети номера фондов (архивы Киева, Днепропетровска) касательно строительства данной ж.д.
Есть ссылка на любопытную заметку здесь: http://lib.sgap.ru/cgi-bin/irbis64r_81/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=fullw&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=3&S21P02=0&S21P03=K=&S21STR=%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F
N 13. 09.12. 1916 и 10.01. 1917. Об отпуске Министерству Путей Сообщения сверхсметного кредита на расходы по ускорению постройки участка Гришино - Фастов железнодорожной линии Гришино - Ровно . -  С .22

На форуме тема обсуждалась здесь: http://forum.railwayclub.info/index.php?topic=13605.msg156603#msg156603

Касательно участка Красноармейск - Павлоград. Его построили в 1935 г. В 1941 г. при отступлении советские войска его вывели из строя так, что немцы сочли нецелесообразным его восстанавливать, даже с помощью пленных и местного населения. Единственное, что они сделали, - собрали оставшиеся рельсы и настроили узкоколейки в районе трассы ж.д. на карьеры и от больших сёл к автодороге. Так, от района с. Сергеевка Красноармейского района до автодороги была узкоколейка, по которой ходил мотовоз (по-видимому, узкоколейка шла на какие-то карьеры). Моя бабушка, будучи ребёнком, на ней рубала шпалы на дрова, что едва не стоило жизни "юной диверсантке". И то, что не успели испортить красноармейцы в 1941 г., забрали немцы в 1943 г. при отступлении. Восстановили участок силами треста "Донбасстрансстрой" в 1957 г., хотя строительные работы продолжались до 1959 г.
Logged
mikle20
Active user

Posts: 1371


View Profile
« Reply #3 on: 28.09.11 , 18:09 »
Share

http://www.everyday.in.ua/?p=1699
Quote
В послевоенные годы было решено продлить железную дорогу Мироновка – Кагарлык – Обухов на Киев истарая железная дорога потеряла свое значение. Мост переделали под автомобильное
Так на картах тех времен существовал только участок Мироновка-Кагарлык. Участок Кагарлык - Трипольская ТЭС и ветка от Триполья-Днепровского до Обуховского ЦБК построены в конце 60-х в связи с строительством электростанци в Украинке. Участок Триполье-Днепровское - Киев-Московский вообще открыт в 1982 году.
То есть в 1943 всего этого не было. Почему же отказались от восстановления участка Канев-Мироновка?
Logged
pabel
Active user

Posts: 3389


View Profile
« Reply #4 on: 19.03.13 , 12:03 »
Share

Подарок любителям старины и истории проекта ж.д. Гришино - Ровно:

Доноблгосархив, фонд Ф-170, оп. 1, д. 2, л. 122
Logged
opex
Active user

Posts: 11718


View Profile
« Reply #5 on: 09.02.14 , 19:02 »
Share

Руины жд моста в Каневе остались на месте и сейчас. Причем неплохо так сохранились.
Logged
Tags:
Pages: [1]
Print
Jump to:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.8 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Page created in 0.142 seconds with 20 queries.
Google visited last this page 14.09.13 , 06:09